От качества дорог - к качеству жизни. Национальный центр качества дорожных активов при Министерстве транспорта стремительно развивает цифровизацию автодорожной отрасли. Вот уже на протяжении пяти лет он успешно инспектирует дорожно-ремонтные объекты. Специалисты регулярно разрабатывают различные инновационные проекты. Они направлены на улучшение в стране качества автомобильных дорог. Подробнее о них расскажет Аман Танатаров.
Проведение экспертизы качества дорожных работ и материалов - основное направление деятельности Национального центра качества дорожных активов. А в испытательной лаборатории предприятия проводится более двухсот видов экспертиз проб материалов. Благодаря автоматизации процесса, с оборудования можно передавать достоверные данные в единую базу KazRoadLab. Это существенно разгружает сотрудников.
КУАНЫШ ТОЛЕУХАНОВ, ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА РГП "НЦКДА" КАД МТ РК:
Здесь испытываются материалы, начиная с земного полотна, инертные материалы, щебень, песок, гравий, а также асфальта-бетонные смеси. В этой лаборатории определяется степень средней глубины колея образования и кратковременное строение битумов. В целом многие испытания здесь проводятся.
Центр качества разработал уникальный метод QR-кодирования. Он необходим для поступления проб используемого сырья в лабораторию без принадлежности к определенному объекту и подрядчику. Это позволяет не допустить факт договора между заинтересованными лицами для изменения данных.
КУАНЫШ ТОЛЕУХАНОВ, ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА РГП "НЦКДА" КАД МТ РК:
Для исключения коррупционных рисков мы ввели штрих-кодирование всех проб. Лаборанты сканируют код, не имея никакой информации о наименовании объекта и производителе этих работ. Доступна лишь информация о виде поступившего материала.
АМАН ТАНАТАРОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
Рядом со мной - лаборатория на колесах. А точнее передвижная дорожная лаборатория. Она предназначена для проведения диагностики дорожного полотна уже в период эксплуатации. Система полностью автоматизирована и оборудована на основе ИИ. За счет этого она выявляет степень технического состояния дороги и определяет, когда и какой ремонт нужен на этом участке.
Стоит подчеркнуть, что в процессе диагностики используется программное обеспечение "SRDS" - Система распознавания дорожного состояния. Его механизм также исключает человеческий фактор, тем самым минимизируя коррупционные риски. Это собственная разработка предприятия. Сегодня она пользуется спросом в других странах.
КАНАТ КАЛМЕНОВ, ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ОТДЕЛА ДИАГНОСТИКИ И МОНИТОРИНГА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РГП "НЦКДА" КАД МТ РК:
Если мы раньше съемку дороги в 100 км. обрабатывали 4 дня, то сейчас это расстояние проделываем за 4 часа. Система сразу фиксирует, где находится дефект и выдает данные о нем. Записывает, на каком километре есть дефект, выдает длину и т.д. В год около 17 тысяч км. дорог диагностируем.
Еще одним прорывным проектом является образовательный виртуальный тренажер. В формате игровых уроков он обучает лаборантов и инженеров в сфере дорожной деятельности.
КИРИЛЛ ГРИНЕНКО, ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ УПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ РГП «НЦКДА» КАД МТ РК:
Предназначена для аттестации студентов и действующих специалистов. В ней разработаны модули, в которых есть полный спектр работ, как в лабораторных испытаниях, так и на выездах для инженеров. Экзаменаторы могут надеть очки, запустить приложение и пройти полностью обучение.
В целом за последние годы Центром качества проведено более 70 тыс. инспекционных выездов на дорожные объекты. Также испытали 171 тыс. проб дорожно-строительных материалов. А с помощью внедрения новых инноваций этот показатель будет только увеличиваться.