$493.85 €519.04 ₽4.97
×

Саммит СОР 29: Антониу Гуттериш назвал 2024 год примером разрушения климата

13.11.2024г. в 20:30
243
Саммит СОР 29: Антониу Гуттериш назвал 2024 год примером разрушения климата

Платить придется, иначе другую цену заплатит человечество. Антониу Гуттериш назвал 2024 год примером разрушения климата и призвал богатейшие страны рассматривать климатическую помощь беднейшим как инвестиции. В Баку второй день мировые лидеры обсуждают, как бороться с климатическим кризисом, последствия которого игнорировать уже нельзя. Подробнее расскажет Анара Сюмбаева.

Огромный, вонючий, пятиметровый кашалот с понедельника лежит на берегу Каспийского моря. Хотя в этом озере они не обитают, создатели искусственного гиганта решили выбросить его на берег в Баку, где уже второй день мировые лидеры обсуждают на саммите, как бороться с обостряющимся климатическим кризисом.

ДЖОН ПОДЕСТА, СПЕЦПРЕДСТАВИТЕЛЬ США ПО ВОПРОСАМ КЛИМАТА:

Перед нами стоит неотложный вопрос. Обеспечим ли мы устойчивое процветание для наших стран или обречем самых уязвимых из них на невообразимые климатические катастрофы? У нас есть четкий выбор между более безопасным, чистым, справедливым будущим и грязным, более опасным и более дорогим.

Загвоздка лишь в одном – какова цена вопроса. И здесь участники, а это представители развитых и развивающихся стран, никак не могут прийти к компромиссу. Первые не очень горят желанием раскошелиться, а вторые вынуждены больше всех страдать от последствий глобального потепления. По иронии судьбы, именно беднейшие страны мира, меньше всего сделавшие для возникновения климатического кризиса, находятся в наибольшей опасности.

МИА МОТТЛИ, ПРЕМЬЕР-МИНИСТР БАРБАДОСА:

Реальность такова, что эти экстремальные погодные явления, с которыми мир сталкивается ежедневно, говорят о том, что человечество и планета стремительно приближаются к катастрофе. Это требует от нас серьезных усилий, которые позволят нам обратить вспять текущую траекторию и профинансировать смягчение последствий, адаптацию и, конечно, потери и ущерб.

Но компенсировать потери и ущерб никто не торопится. Развивающимся странам нужно более $1 трлн в год; развитые страны вряд ли смогут предоставить чуть больше половины этой суммы. Сейчас объем такого финансирования составляет 100 миллиардов долларов, оно истекает в этом году. И здесь дефицит предлагают восполнить за счет новых денежных источников. Например, ввести налог на миллиардеров, или налоги на часто летающих пассажиров. На авиацию, к слову, приходится около 3% мировых выбросов, и эта цифра продолжает расти. И здесь очень трудно обойтись без двойных стандартов, сетуют отдельные участники саммита.

ШИНА АНСАРИ, ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ИРАНА:

Мы надеемся, что международное сообщество объединится, и будет содействовать доступу к финансовым ресурсам без дискриминации, а также полностью снимет санкции Ирана. Нынешняя климатическая ситуация в мире является результатом промышленной политики развитых стран, и развивающиеся государства не должны быть лишены своего права на развитие из-за того, что сделали другие.

Существенных сдвигов от саммита ожидать не приходится. Слишком много противоречий. Взять хотя бы место проведения встречи. Именно здесь, на берегу Каспийского моря в середине 19 века были пробурены первые в мире нефтяные скважины. А Азербайджан до сих пор зависит от нефти и газа при 90% своих экспортных доходов. Общую мысль выразил премьер Албании.

ЭДИ РАМА, ПРЕМЬЕР-МИНИСТР АЛБАНИИ:

Я далек от мысли читать кому-либо лекции. Но я хочу сказать следующее: что, черт возьми, мы делаем на этой встрече снова и снова, если на горизонте нет общей политической воли, чтобы объединиться для значимых действий? Некоторые крупные и мелкие игроки даже бойкотировали это ежегодное глобальное мероприятие. Что это значит?

Генсек ООН Антонио Гутерриш назвал 2024 год примером разрушения климата и призвал богатейшие страны рассматривать климатическую помощь беднейшим как инвестиции. По его словам, платить придется, иначе другую цену заплатит человечество. При этом, вопрос - кто заплатит, до сих пор остается открытым.