Прошла неделя, как Нацбанк упорно хранит молчание по поводу пенсионных денег, вложенных в проблемный азербайджанский банк. Руководство ЕНПФ в своем кратком комментарии дало понять, что решение по сумме свыше 70 млрд тенге принимал главный банк страны. На фоне этой затянувшейся паузы экспертный пул гадает: вернут или не вернут пенсионные накопления казахстанцев? Если вернут, то когда, и каким способом. Одно несомненно: вложение было сомнительным. Поэтому очень хочется понять: почему все-таки было принято такое решение? Некоторые эксперты в беседе с нами старались смягчить ситуацию, отмечая, что международный банк Азербайджана вовсе не банкрот. Объявили лишь о техническом дефолте. А деньги ЕНПФ мол на депозите. Вся картина в материале Надежды Палинка.
Информация о сомнительном инвестировании пенсионных денег в международный банк Азербайджана появилась как всегда неожиданно. И не от официальных органов, коими в данном случае являются Нацбанк и ЕНПФ. Достоянием общественности сделал это Рахим Ошакбаев, недавно покинувший общественный совет при пенсионном фонде. Помимо суммы свыше 70 млрд тенге, которую некоторые эксперты считают уже безвозвратно потерянной, удручает позиция ответственных институтов. Точнее ее отсутствие. ЕНПФ обозначил свое мнение почти неделю спустя и то в виде онлайн конференции на одном из информационных порталов. Главный банк страны молчит. Поэтому, по сути, СМИ и эксперты гадают на кофейной гуще, пытаясь понять: зачем все-таки решились вложить столько денег в проблемный банк?
Айдар Алибаев, экономист:
Вот эти маленькие штрихи говорят в целом о нехорошей ситуации финансовой в Азербайджане. Он не в том положении, когда возвращают деньги. Тем более такие большие. И вы знаете лишним подтверждением тому, что ситуация с этими деньгами сложная свидетельствует поведение нашего Нацбанка. Он молчит. Это лишний раз означает, что им, нечего сказать.
Главный вопрос – вернут ли деньги – пока без ответа. Некоторые мажилисмены обратились с запросами к главному финрегулятору и выступили с жесткой критикой в адрес ЕНПФ. Так, говоря о необоснованных вложениях, депутат Азат Перуашев напомнил историю, когда деньги ЕНПФ оказались под угрозой после лишения лицензий Казинвестбанка. Тогда на его депозитах находилось почти 3 миллиарда тенге. Кроме этого был выявлен факт приобретения руководством фонда ценных бумаг на KASE на сумму пять миллиардов тенге.
Азат Перуашев, депутат Мажилиса Парламента РК, Руководитель фракции «Ақ Жол»:
Более того, сегодня ЕНПФ продолжает держать сотни миллиардов тенге в ценных бумагах и на депозитах других банков, которые имеют крайне низкие рейтинги с негативным прогнозом. Как ни парадоксально, именно в таких институтах хранится больше всего средств ЕНПФ, выделенных отечественной банковской системе.
Свои слова депутат подкрепил цифрами. По состоянию на 2016 год на депозитах банков с низким рейтингом В — хранится 161 млрд. тенге, а с самым высоким рейтингом ВВ — 79 миллиардов, то есть в два раза меньше. В ценных бумагах банков, вообще не имеющих никакого рейтинга, хранится 61 миллиард, а с самым высоким рейтингом ААА — только 983 миллиона, то есть в 65 раз меньше.
Проблема же с Азербайджанским банком возникла не сегодня. И некоторые дальновидные банкиры просто вовремя успели вывести свои активы. В свое время «Халык Групп» купил облигаций на 10 миллионов долларов.
Умут Шаяхметова, председатель Правления АО «Народный банк Казахстана»:
«Да, у «Халык групп» были данные облигации, мы участвовали в размещениях в 2014 году. Но мы все позиции закрыли. + То, что я вижу в ЕНПФ, там не знаю, как общий объем, я слышала 500, но если 253 млн. долларов там сегодня зависло, то это свыше 50% от эмиссии. Для меня, как для банкира, как управляющего, это большой вопрос, как можно было покупать такие объемы?
Инвестицию пенсионных активов осуществили в 2014 году. Это как раз то время, когда нефть теряла в цене и уже упал российский рубль. Казахстанцы тогда за счет курсовой разницы с соседней страной активно скупали там технику и автомобили. Тогда же 70 миллиардов тенге и отправились в Азербайджан.
Айдархан Кусаинов, экономист:
Само по себе решение об инвестировании в таком виде и в таком объеме и на таких условиях, оно действительно очень странное. В сегодняшней текущей ситуации переживать за возвратность этих денег не нужно, они будут возвращены, но это не отменяет того, что решение было странным.
Судя по объяснениям главы ЕНПФ, столь странное решение принимал не фонд, а национальный банк.
Нурбуби Наурызбаева, председатель Правления АО «ЕНПФ»:
Соответственно, совет директоров, правление ЕНПФ не участвуют в принятии решений по инвестиционному управлению пенсионными активами, не принимают решений по покупке-продаже финансовых инструментов за счет пенсионных активов.
Свою причастность к принятию решений по инвестиционному управлению пенсионными активами подтвердил Минфин. Более подробный ответ обещали предоставить отдельно. Удалось узнать, что пенсионные деньги в АМБ лежат не в облигациях, а на депозитах. А значит вероятность возврата средств повышается. Об этом корреспондентам «Избранного» рассказал экономист Айдархан Кусаинов. С оговоркой, что его мнение об этом не отражает позиции национального банка.
Айдархан Кусаинов, экономист:
На самом деле средства ЕНПФ там лежат в виде депозита, а не внешнего долга и это очень важно. В этом банке ЕНПФ выступает не как кредитор, как депозитор, как вкладчик. Поэтому все нормально с этой инвестицией. Деньги не потеряны, все будет нормально. + Во – первых, это не банкротство банка, это реструктуризация, то есть речи о банкротстве, ликвидации нет. Банк продолжает свое функционирование, у него даже не отозвана лицензия.
Такого же мнения придерживаются и в самом Азербайджане. О намерении банка вернуть Казахстану деньги ЕНПФ высказался член коллегии адвокатов этой страны Акрам Гасанов. По его данным долг вернут в полном объеме за счет средств государственного нефтяного фонда. К слову, на сегодня долги МБА перед иностранными кредиторами составляют 2,3 млрд. долларов. Сроки погашения разные. По некоторым уже идут просрочки. 13 мая Нью-Йоркский суд принял решение о защите активов финучреждения и назначил слушания на 7 июня этого года. Не исключено, что в этот день банк могут признать банкротом. А все кредиторы просто потеряют свои деньги. Что касается работы Единого накопительного Фонда, то его, возможно, ожидает очередная перезагрузка. По крайней мере, в последнее время все чаще звучат мнения о необходимости передачи управления активами частным компаниям. Как это было раньше. Правда, тогда те же эксперты говорили, что аккумулирование всех пенсионных средств в одном фонде – гарантия их сохранности. Казахстанская же практика показала обратное: государство в лице Нацбанка оказалось плохим управленцем.
Надежда Палинка,
Адиль Онербаев (добавить операторов) Специально для программы «Избранное за
неделю»