Мы теряем небо. С таким громким заявлением выступили депутаты мажилиса во время правительственного часа, где обсуждались вопросы развития транспортной инфраструктуры. Народные избранники в очередной раз обратили внимание на частые задержки рейсов и нереальные цены на билеты. По их словам, для решения этой проблемы нужны не громкие фразы в отчетах чиновников, а системные реформы. Мадияр Тельманов продолжит тему.
Правительственный час в Мажилисе на этот раз посвятили развитию транспортной сферы в Казахстане. И тут, как рассказал глава профильного ведомства Марат Карабаев, есть планы увеличить пропускную способность Транскаспийского маршрута с 6 до 10 млн тонн благодаря сотрудничеству с Азербайджаном, Турцией и Грузией. Но это еще не все. Чиновники собираются развивать и восточное направление. Для этого в Восточном Казахстане на Иртыше построят речной порт, который позволит нашей стране и Китаю выйти на Северные моря через Россию. Прогнозируемый объем перевозок по этому пути составит два с половиной млн тонн в год.
МАРАТ КАРАБАЕВ, МИНИСТР ТРАНСПОРТА РК:
Это новый проект, который только начинается. В мае следующего года мы проведем трехстороннюю встречу на уровне министров транспорта Китая, Казахстана и России. В рамках проекта планируется открыть четвертый железнодорожный пункт пропуска на границе с Китаем, построить 120 километров железной дороги до населенного пункта Тугыл и возвести там речной порт.
Также глава ведомства отметил, что для торговли казахстанскому флоту нужно больше кораблей. В планах – построить судостроительный завод рядом с портом Курык.
МАРАТ КАРАБАЕВ, МИНИСТР ТРАНСПОРТА РК:
На данный момент на маршруте Курык - Алят работают только азербайджанские паромы. Уже сейчас нам необходимо как минимум 7 судов. Для их производства турецкие компании YDA и ASFAT планируют построить специальный завод рядом с портом Курык.
Что касается авиаперевозок, то к 2030 году их собираются увеличить до 500 тыс, заявил Карабаев. Но депутаты в отношении отечественных авиакомпаний настроены менее оптимистично. Мажилисмены в очередной раз подняли тему постоянных задержек рейсов и высокой стоимости авиабилетов.
СЕРГЕЙ ПОНОМАРЁВ, ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК, ЧЛЕН ФРАКЦИИ «AMANAT»:
Я прослушал ваш доклад с "предлагаем", "сделаем", "запустим"… и чем дальше срок, тем красивее цифры. Я, к сожалению, вашего оптимизма не разделяю: состояние железнодорожной инфраструктуры ужасающее - 61% износа локомотивов. Небо над республикой мы бездарно теряем в пользу государств-соседей. Давно от нас ушли такие мировые гиганты, как "Lufthansa", "KLM" в угоду нашим монополистам - "Air Astana" и "SCAT". Зато можем похвастаться, что у нас самые опаздывающие, при этом неизвиняющиеся авиакомпании и самый дорогой лоукостер.
МУРАТ АБЕНОВ, ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК, ЧЛЕН ФРАКЦИИ «AMANAT»:
У нас цены, которые мы лоукостером называем, от 60 тысяч тенге до Туркестана, 50 тысяч тенге до Кызылорды. Плюс, минус. Какой это лоукостер? Это две авиакомпании, одно юридическое лицо. Сегодня у граждан нет выбора. Должно быть так, чтобы и "Air Astana" летела и лоукостер должен быть рядом. В одном случае полное обслуживание, в другом — дешёвый перелёт.
Глава Air Astana Питер Фостер обвинения мажилисменов отрицает. И в очередной раз заявляет, высокие цены зависят от времени покупки билета.
ПИТЕР ФОСТЕР, ПРЕЗИДЕНТ АВИАКОМПАНИИ "AIR ASTANA":
Вы можете видеть, что "FlyАrystan" является гораздо более крупным оператором внутренних перевозок, чем "Air Astana". Причина в том, что "Air Astana" сейчас в основном сосредоточена на развитии международных маршрутов и в меньшей степени на внутренних. Что касается цен на билеты, я думаю, все знакомы с моделью местных авиакомпаний. Идея, конечно, очевидна: чем раньше приобретаются билеты, тем они дешевле. Чем ближе ко дню вылета, тем выше становятся цены.
Развитие транспортной инфраструктуры остаётся стратегическим приоритетом Казахстана. Однако, эксперты отмечают, что реализация амбициозных планов потребует не только инвестиций, но и системных реформ в ключевых отраслях страны.