$530.24 €543.97 ₽5.16
×

"Pindodo", "Temu" и другие: правила для иностранных маркетплейсов ужесточат в Казахстане

14.01.2025г. в 20:30
153
"Pindodo", "Temu" и другие: правила для иностранных маркетплейсов ужесточат в Казахстане

Правила для иностранных маркетплейсов ужесточат в Казахстане. Об этом сообщил министр торговли и интеграции. Поводом для этого послужили участившиеся жалобы казахстанских покупателей. Так, по словам Армана Шаккалиева, иногда наши граждане не могут добиться возврата или обмена товара, так как продавцы находятся вне юрисдикции Казахстана. Таким образом нарушаются их права. Поэтому в ведомстве хотят обязать онлайн-магазины проходить регистрацию у нас в стране. Изменится ли после этого качество продукции и не приведет ли нововведение к росту цен на товары, расскажет Дильназ Насекенова. 

Последние несколько лет маркетплейсы активно растут, отбирая долю у офлайн-ритейла. Так, за 11 месяцев прошлого года казахстанцы потратили на онлайн-покупки свыше трех триллионов тенге. Однако, чем популярнее становится покупка товаров в онлайн-магазинах, тем больше поступает жалоб на их качество.

ОЛЖАС БЕКТЕНОВ, ПРЕМЬЕР-МИНИСТР РК:

Уровень качества товаров на маркетплейсах также вызывает вопросы. Не только иностранные площадки, но и отечественные маркетплейсы не гарантируют качество. Информация о подлинности товара часто отсутствует. Это создает риски как для потребителей в приобретении некачественного товара, так и для производителей, которые сталкиваются с недобросовестной конкуренцией.

По словам министра торговли и интеграции Армана Шаккалиева, отечественные маркетплейсы всё же надежнее. Как минимум, в части защиты своих прав: сделать обмен или возврат некачественного товара намного легче и доступнее. Этому свидетельствуют цифры: с 2020 года объемы электронной торговли в Казахстане увеличились в 5 раз. Да и сам министр признался, что отдает предпочтение казахстанским онлайн-магазинам.

АРМАН ШАККАЛИЕВ, МИНИСТР ТОРГОВЛИ И ИНТЕГРАЦИИ РК:

Использую, конечно, отечественные. В последний раз, наверное, пользовался иностранной "Alibaba" года 2 назад, если так сказать, навскидку. Запаски для бритвы я в последний раз приобретал.

Однако на рынке новые иностранные маркетплейсы появляются все чаще. В Минторговли рассчитывали, что это поспособствует улучшению сервиса, ассортимента товаров и цены для потребителей. Однако, вместо здоровой конкуренции увеличились жалобы казахстанцев на качество их товаров. А из-за больших расстояний между странами сделать возврат или обмен товаров стало невозможно.

АРМАН ШАККАЛИЕВ, МИНИСТР ТОРГОВЛИ И ИНТЕГРАЦИИ РК:

Эти проблемы возникают из-за того, что иностранные маркетплейсы и продавцы находятся вне юрисдикции Казахстана. Это создает риски для потребителей, которые не могут полноценно защитить свои права. Кроме того, товары, приобретаемые через иностранные интернет-магазины, не проходят процедуру сертификации, что ставит под угрозу безопасность и качество продукции.

Поэтому Минторговли решило взять их под контроль. Министр предлагает ввести обязательные условия для работы зарубежных платформ не ниже, чем для отечественных. Самое главное - их обяжут регестрироваться в Казахстане. По словам Шаккалиева, предполагаемые изменения в законодательстве повлияют на структуру рынка, но никак не отразятся на росте цен.

АРМАН ШАККАЛИЕВ, МИНИСТР ТОРГОВЛИ И ИНТЕГРАЦИИ РК:

Сегодня, если мы сопоставим цены на маркетплейсах, которые уже в правовом поле Казахстана, в том числе "Ozon" и "Wildberries", то мы видим, что они конкурентны. Говорить о том, что после внесения этих поправок стоимость, к примеру, бытовой химии поменяется в пользу удорожания, этого не произойдет. Потому, что это очень конкурентный рынок.

Кроме того, Олжас Бектенов поручил оцифровать все магазины "у дома" и рынки. В частности, предпринимателей обяжут иметь расчётный терминал. Это должно стимулировать продавцов работать в микс: онлайн и офлайн. Так как в октябре прошлого года ведомство провело анализ, который показал, что онлайн-торговля более эффективна. Кроме того, торгующие онлайн компании заплатили 360 миллиардов налогов, что на 120 миллиардов больше, чем розничные торговцы. Это при том, что их доля на рынке значительно меньше - 505 тысяч против 73 тысяч компаний.