$522.42 €543.89 ₽5.28
×

Лишь 10% детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей имеют наставников, - сенаторы

23.01.2025г. в 20:30
113
Лишь 10% детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей имеют наставников, - сенаторы

Лишь 10% детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей имеют наставников. Об этом заявили депутаты сената. Они одобрили проект закона, в котором ввели понятие «организация по наставничеству». Теперь кандидаты в наставники должны пройти специальное обучение. Мадияр Тельманов с подробностями. 

Сегодня в закон по вопросам культуры, образования и наставничества депутаты Сената ввели новое понятие, а именно - «организация по наставничеству». Намерение у сенаторов простое – дети-сироты, а также дети без попечения родителей зачастую нуждаются в правовой и психологической помощи. А люди, которые ее оказывают должны быть профессионалами.

АЛТЫНБЕК НУХУЛЫ, ДЕПУТАТ СЕНАТА ПАРЛАМЕНТА РК:

Вносится понятие "организация по наставничеству", для регулирования института наставничества над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, устанавливается обязательное прохождение лицами, претендующими стать наставниками, обучения по наставничеству, а также в законе определяются права и обязанности организаций, организующих обучение по наставничеству.

Кроме того, по словам сенаторов, лишь 10% детей-сирот в Казахстане имеют наставников. И они надеются, что благодаря закону это число вырастит в разы.

АСЕМ РАХМЕТОВА, ДЕПУТАТ СЕНАТА ПАРЛАМЕНТА РК:

Хочется добавить, что в Казахстане функционируют 77 образовательных учреждений, в которых воспитывают 2962 ребёнка. Однако только 330 из них имеют наставников. Закон направлен на то, чтобы изменить эту ситуацию и усилить защиту прав детей.

С поля зрения сенаторов не выходит и вопрос развития языка. Депутаты приняли решение создать такие информационные системы, как «Национальный словарный фонд казахского языка» и «Национальный корпус казахского языка». Данные инфосистемы станут базой для казахской языковой модели ИИ, которая будет обрабатывать, генерировать и анализировать тексты на государственном языке.

АЛТЫНБЕК НУХУЛЫ, ДЕПУТАТ СЕНАТА ПАРЛАМЕНТА РК:

Документом предусматривается создание Национального словарного фонда казахского языка, как государственной информационной системы, предоставляющей доступ к словарному фонду. Также планируется создание Национального корпуса казахского языка, как информационно-справочной системы, содержащей тексты всех стилей и жанров. Предлагается и формирование большой языковой модели, основанной на искусственной нейронной сети, для обработки, генерации и анализа текстов на казахском языке.

Также с одобрения Сената победители международных олимпиад смогут обучаться по программе «Болашак». Интеллектуальным чемпионам будет предоставлена возможность поступить в лучшие зарубежные вузы, в том числе на уровне бакалавриата. При этом обучаться за рубежом можно будет по специальности, соответствующей предмету олимпиады, рассказал на брифинге вице-министр науки Дархан Ахмед-Заки.

ДАРХАН АХМЕД-ЗАКИ, ВИЦЕ-МИНИСТР НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РК:

Конечное присуждение грантов «Болашак» осуществляется республиканской комиссией. Аналогичный механизм останется. Первичный отбор претендентов, которые претендуют на гранты для победителей олимпиад, будет аналогичным. Молодые ребята будут прикладывать диплом, что они являются победителями, обладателями 1-2-3 места, а дальше уже будет рассматриваться независимой комиссией, а дальше республиканской комиссией, где будет решаться присуждение.

Эксперты считают, что внесённые поправки в закон направлены на поддержку детей-сирот и стимулирование изучения казахского языка с помощью современных технологий. А упрощённый доступ к программе «Болашак» для победителей международных олимпиад открывает возможности молодым талантам. Эти изменения создают прочную основу для укрепления социальной поддержки и продвижения национальной идентичности.