Семьдесят
процентов местных исполнительных органов не отвечают на запросы граждан. Такие
цифры в ходе круглого стола в Мажилисе привел депутат Маулен Ашимбаев.
Участники дискуссии обсуждали реализацию закона «О доступе к информации». Ашимбаев считает, что документ, который
должен был сделать госорганы максимально открытыми, практически не работает. Ольга Чапурина
услышала разные мнения о том, как все-таки мотивировать чиновников к общению с
гражданами. Оказалось, рецепт этого найден в Эстонии.
Ольга
Чапурина, корреспондент:
Казахстанский
закон «О доступе к информации» проработан хорошо. Это единогласно на заседании круглого стола
признали все участники встречи, в том числе представители международных организаций.
А вот исполнение - хромает.
В
качестве подтверждения депутат Маулен Ашимбаев привел исследования НПО, которые
направили запросы на блоги 12 акимов областей. Ответили только четыре региона. Получается, что 70%
местных исполнительных органов нарушают закон, резюмировал депутат. Совершенно обратная ситуация с
министерствами. 70 % ведомств ответили на запросы граждан в сроки. 30% - отмолчались. Правда, какие именно ведомства
отказали в информации, участники заседания не сказали.
Маулен
Ашимбаев, депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции «Нұр Отан»:
Были
направлены запросы в 15 министерств. Из них, в принципе 70% министерств
предоставили ответы. 30%, что тоже не мало, согласитесь, ответы не предоставили
тем самым нарушили закон «О доступе к информации». Я сейчас не хочу называть
конкретные министерства, не хочу называть какие акиматы, потому что мы же
говорим в целом о проблеме.
А
вот общественники, проводившие исследования,
не стали никого покрывать.
Асель
Жанабаева, представитель НПО:
Самыми
актуальными у нас являются акиматы Алматы и Астаны, они не представлены. Их
блоги не представлены в открытых диалогах. А так же акимат Павлодарской и
Актюбинской области. Абсолютно запрос проигнорировали МИД. А в Министерстве обороны
сказали, что не освоение бюджетных средств это является госсекретом.
Госорганы
не отвечают не только на письменные обращения, - возмущались сегодня отдельные
парламентарии. Достаточно сложно попасть и на прием к первым
руководителям.
Ерсултан
Бектурганов, депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции «Нұр Отан»:
У
людей отсутствует возможность напрямую обратиться к чиновникам с глазу на глаз.
Рядовому человеку сложно дозвониться и записаться на прием к руководящим кадрам
и получать нужную информацию.
Чтобы
мотивировать чиновников к общению с гражданами, депутаты предложили создать
общественный рейтинг открытости госорганов. Ориентируясь на него можно поощрять
или критиковать отдельные ведомства. Мининформации предлагает другой
вариант. Сейчас прорабатывается
возможность внедрения онлайн-петиций на сайте электронного правительства.
Правда, детали этого новшества министр пока не раскрыл.
Даурен
Абаев, Министр информации и коммуникаций РК:
Сейчас
вопрос в проработке. Как только будет готов, я буду дополнительно комментировать.
Таких сроков нет. Это же не только от нас зависит, это же дополнительные
средства нужно выделять, это же дополнительные изменения в законодательстве.
Ольга
Чапурина, корреспондент:
Интересную
информацию представил гость из Эстонии. В этой стране госслужащих за отказы отвечать на запросы жителей
штрафуют. На 2000 евро. В некоторых
случаях сумма доходит до 10 тысяч евро. Согласитесь, действенная мотивация для
хорошей работы. Некоторым казахстанским
депутатам подобная практика очень
приглянулась.
О.
ЧАПУРИНА