О проблемах в экономике Казахстана рассказал в ходе расширенного заседания правительства министр национально экономики РК Серик Жумангарин, передает Astana TV.
Имеется существенная разница между собственными доходами и расходами, которую мы закрываем за счет займов, а также гарантированных и целевых трансфертов. В то же время, хочу отметить, что дефицит бюджета не превышает допустимый предел и составляет 2,7% к ВВП. Государственный долг на сегодняшний день составляет 22,8% к ВВП. Все эти показатели в пределах установленных ковенантов. К примеру, в соседних странах данный показатель составляет от 30% и выше, - сказал Жумангарин.
Он напомнил, что на обсуждении сейчас в Парламенте находится проект нового Налогового кодекса. В нем, по словам министра, предусмотрен ряд мер, связанных с сокращением налоговых льгот, повышением налогов для банков второго уровня, игорного бизнеса, предметов роскоши и так далее. Однако, этих мер недостаточно для того, чтобы решить вопросы качественного экономического роста:
Как уже было доложено, у нас недостаточный уровень бюджета развития. Это связано с недостаточной собираемостью налогов. Объем поступающих налогов консолидированного бюджета к ВВП составляет 20%. Налогов Республиканского бюджета к ВВП 10,8%. Данный показатель в развитых странах составляет более 40%. Одним из основных налогов является НДС. В общем объеме собираемых налогов доля НДС составляет более 24%. При этом, сущность НДС искажена.
Почему так произошло? Жумангарин ответил:
Это связано с проведенными в прошлом налоговыми реформами. С 1995 по 2009 год была снижена ставка НДС с 20 до 12%, а также КПН - с 30 до 20%. Цель была благая - планировалось, что снижение ставки повлечет за собой оздоровление климата, прежде всего налогового и инвестиционного, увеличится количество предприятий и инвестиций в страну. Одновременно дали огромное количество льгот и либерализовали в целом налоговую систему. При этом, ослабили налоговое администрирование. В результате собираемость упала. В законодательном поле появились легальные лазейки для оптимизации налогообложения, бизнес начал дробиться. Из-за этого прервался зачет по НДС, и НДС фактически превратился в розничный налог со ставкой 12%. Сегодня, из более 2 млн 300 тыс. зарегистрированных налогоплательщиков, плательщиками НДС являются только 137,7 тыс. субъектов бизнеса. Это - 6% от всех. Из них фактически оплачивают НДС лишь 88 тысяч или 4% от всего количества налогоплательщиков. Одна из причин – высокий порог для постановки на учет по НДС – 78 млн тенге. Поэтому первым делом мы предлагаем снизить порог по НДС до 15 млн. тенге. В этих пределах на сегодня работает 80% МСБ, поэтому серьезного влияния это на большинство МСБ не окажет. В странах ОЭСР порог еще ниже, а в некоторых ведущих экономиках он и вовсе нулевой. Наконец, НДС станет налогом для зачета.
Следующее важное изменение, по словам министра нацэкономики, — специальный налоговый режим на основе розничного налога:
Сразу хочу сказать, что сам режим удобен бизнесу, и никаких изменений не претерпит. Однако данный режим содержит различные виды экономической деятельности, в том числе не соответствующие розничному сектору. То есть, мы дали преференции тем, кто не должен был являться бенефициаром розничного налога. Розница – это продажа потребителям. Обычно это торговля, гостиницы, общепит и т.д. Однако в нашем случае охвачен практически весь спектр бизнеса – обрабатывающая промышленность, услуги, строительно-монтажные работы и иные. В результате большое количество субъектов бизнеса перестало быть плательщиком НДС. Поэтому, мы предлагаем сократить количество ОКЭД по розничному налогу, возвращая ему его сущность. В результате, будет обеспечена полноценная цепочка взаимозачета НДС от импортера до потребителя, что снизит среднюю эффективную ставку с 12% до порядка 4%. Появится зачетная сторона. Это создаст условия для предпринимателей и обелит взаиморасчеты.
В рамках реформы предполагается повышение ставки НДС:
Мы провели расчеты на макроэкономических моделях Национального банка. Уже есть конкретное видение. Будем обсуждать с экспертами. Подчеркиваем, речь не идет только о механическом повышении ставки НДС, а о комплексе мер по оздоровлению налогово-бюджетной системы. Естественно, было бы ошибкой решить проблемы государства только за счет поднятия налогов. В связи с повышением ставки НДС у бизнеса, естественно, появятся дополнительные издержки. Государство готово их компенсировать.
Серик Жумангарин обратил внимание на то, что в Казахстане одна из самых высоких нагрузок на фонд оплаты труда:
Вот здесь и кроется самая большая проблема нашей экономики. Нагрузка на фонд оплаты труда, которую платит бизнес, составляет порядка 40%. А это себестоимость товара. К чему это приводит? Это приводит к тому, что себестоимость продукции становится высокой, а сама продукция неконкурентоспособной. В этой связи, в случае увеличения ставки НДС до планируемого уровня, мы готовы значительно снизить нагрузку на фонд оплаты труда в среднем на 10% до 30%, за счет упразднения социального налога и обязательных пенсионных взносов работодателя. Эти расходы бюджет сможет взять на себя. Мы понимаем, что социальный налог является основным доходом местных бюджетов. Нами прорабатываются варианты по перераспределению других видов налогов с республиканского в местные бюджеты. Мы готовы компенсировать им это. Будущие доходы позволят это сделать. В результате произойдет перебалансировка налоговой системы Казахстана. Налоговое бремя по компонентам ВВП после реформы сместится с себестоимости бизнеса (ФОТ) на потребление. При этом, налоговое бремя на прибыль останется неизменным. Экономика предприятий вернется в нормальное русло.
В заключении Жумангарин подчеркнул, что суть реформы не в поднятии налогов для пополнения бюджета, а в снижении себестоимости бизнеса и обеспечении более справедливых условий для всех участников цепочки НДС.
В последние годы мы сильно урезали возможности наших налоговиков. Важной частью реформы является усиление налогового администрирования. Без этого реформа не заработает. Налоговому комитету предлагается дискретно, взвешенно возвратить некоторые контрольные функции. В результате, мы планируем увеличить доходную часть бюджета на порядка 5-7 триллионов тенге. Это позволит нам увеличить бюджет развития с нынешних 8% до 20%. В случае необходимости мы индексируем адресную социальную помощь, заработные платы, пенсии, пособия будут индексированы на рост инфляции, - заключил глава Министерства национальной экономики Казахстана.