$503.15 €543.3 ₽5.93
×

«Иначе погибнем в одной большой пробке»: депутат предложил пересадить чиновников Алматы на электрокары

29.01.2025г. в 11:57
425
«Иначе погибнем в одной большой пробке»: депутат предложил пересадить чиновников Алматы на электрокары
Фото parlam.kz

Экологическая ситуация в Алматы достигла критического уровня, заявил мажилисмен Сергей Пономарев. Аманатовец, озвучивая депутатский запрос на имя Премьер-Министра  Олжаса Бектенова, привел данные, по которым Алматы занял «позорное пятое место» среди самых грязных городов планеты. Народный избранник предлагает заменить экопосты на автоматические экокамеры, а для госучреждений и автопарков закупать транспорт только с электродвигателями, пишет Astana TV.

На пленарном заседании Мажилиса Пономарев напомнил, что год назад вместе с коллегами, депутатами от различных партий, поднимал вопрос по экономии воды. Он вызвал огромный резонанс, депутатов поддержал Глава государства. И уже накануне на заседании Правительства Президент заявил о первых результатах водосбережения на 8%. Это пример того, как Парламент и Правительство работают сообща, добиваясь неплохих результатов, убежден Сергей Пономарев.

Сегодня мы теряем один из красивейших и душевных городов страны – Алматы. В 2024 году экологическая ситуация достигла критического уровня: Алматы вошел в пятерку самых загрязненных мегаполисов мира, заняв 5-е место среди 120 крупнейших городов, лидируя в позорном списке Индекса качества воздуха. С таким угрожающим показателем жителям города рекомендуется ограничивать пребывание на улице, а людям с повышенной чувствительностью – использовать защитные маски даже в повседневной жизни. Это недопустимо, – заявил депутат Пономарев.

Вместе с тем, депутат признает, что государство делает многое – мегаполис почти полностью газифицирован, ТЭЦ-2 к концу 2026 года переведут на газ. Однако меры по снижению вредных выбросов явно недостаточны, острейшей остается проблема загазованности автомобилей.

В развитых странах вопросы экологии выбросов автомобилей решаются с помощью современных методов контроля. Глава государства заявил о тотальной цифровизации, она как нельзя лучше подходит для решения экопроблем Алматы, – отметил мажилисмен.

Он рассказал, что во время рабочей поездки посетил 19 экопостов в Алматы, которые, хоть и перекрывают все въезды в город, но неэффективны.

Меньше четырех водителей в сутки оформляет каждый пост ежедневно, при том что в город въезжает до 700 тысяч машин. Вывод: либо не работают вообще, либо работают на свой карман. И речь даже не в пополняемости бюджета штрафами, а в мотивации водителя поставить катализатор, отремонтировать двигатель внутреннего сгорания карбюратор и снизить выброс СО2 до нормы. Экопосты не решают поставленных задач, эта профанация вызывает лишь раздражение у водителей. На посту в микрорайоне «Карасу» трое сотрудников, исправно получающих зарплату, примитивный газоанализатор включили буквально при мне, говоря, он замерзает даже при скромных алматинских морозах. Сами полицейские жалуются, что превратились в мальчиков для битья: при этом люди не ремонтируют двигатели, но лишь упрекают полицию в драконовских мерах, наивно полагая, что по мановению волшебной палочки кто-то придет и решит все экологические проблемы, – поделился депутат.

По его словам, воздух в Алматы уже можно не только увидеть, попробовать, но даже подержать в руках, настолько концентрированы в нем вредные вещества.

По официальным прогнозам урбанистов, Алматинская агломерация уже в ближайшие десятилетия вырастет до 7,5-8 млн человек. Если не принимать кардинальных мер, мы встанем в одной большой пробке и погибнем. Учитывая международный опыт, например, Пекина, понимаем, что бескровными мерами, увы, не обойтись. Однако, мы видели чистым воздух Алматы, это было во время пандемии, значит, можем и должны сделать это сейчас, – продолжил Сергей Пономарев.

В своем запросе депутат выдвинул ряд конкретных требований, в том числе: в шестимесячный срок подготовить полную карту Алматы с выявлением основных источников загрязнения воздуха; разработать межведомственный план по решению экологической катастрофы города Алматы, включая мероприятия по переходу на экологически чистые виды топлива; ликвидировать экопосты Алматы и по примеру развитых стран установить модифицированные камеры видеонаблюдения с фиксацией превышения выбросов в атмосферу с автоматическим вынесением самого минимального штрафа. Также Пономарев требует ужесточить ответственность организаций, осуществляющих технический осмотр транспорта, за выдачу «липовых» свидетельств техосмотра, законодательно запретить скупку катализаторов на лом.

Кроме того, депутат предлагает с 2026 года государственным и квазигосударственным организациям разрешить закуп только электромобилей, а акимату Алматы увеличить долю общественного транспорта с электродвигателями; разработать трехлетнюю Программу поэтапного перевода всех такси на электромобили; разрешить строительство экологичных гидроэлектростанций в природных и национальных парках Алматы и агломерации. Депутатский запрос поддержали и другие члены фракции партии «АМАNАТ».