"Испанский стыд". Именно так описывают казахстанцы свои чувства при виде отечественных поездов. Сегодня все больше пассажиров задаются вопросом: почему в стране не улучшается сервис на железных дорогах? И все это на фоне частого повышения цен на билеты. Уже с 1 марта ездить по жд-направлениям станет еще дороже. Чем перевозчики объясняют такие вынужденные меры выясняла Дильназ Насекенова.
Как бы казахстанцы не хотели удобно и быстро добираться до желаемого места, цены на авиаперелёты, как известно кусаются. Для тех, кто хочет доехать подешевле все дороги ведут на вокзал. Но похоже, что и поезда становятся роскошью. Цена билета уже приравнивается к авиаперелетам. Так, с 1 марта в стране намерены повысить тарифы на пассажирские перевозки сразу на 7%.
ДИЛЬНАЗ НАСЕКЕНОВА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
На Наурыз решила поехать к себе домой в Уральск. Давайте купим билеты на 19 марта. На «Тальго» я доеду за 1 день и 8 часов. Обойдется мне это в 23 тысячи тенге. А теперь посмотрим цену на авиабилеты. Долететь в этот день до Уральска на самолете я смогу за 2,5 часа за 25 тысяч тенге. Думаю, мой выбор очевиден.
В АО «Пассажирские перевозки» рассказали, что поднятие цен пойдет на пользу самих граждан. Так, за эти деньги в стране обновят вагонный парк, повысят сервис и услуги в поездах.
НАРИМАН ДЮСЕКЕЕВ, ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ АО «ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ»:
Индексация тарифов затронет все социально-значимые маршруты за исключением поездов №29, 71, 102, 112, а также вагонов классов «Гранд купе» и «Бизнес» в составах «Тальго». Средства, поступившие в результате индексации тарифов, будут направлены на обновление подвижного состава, повышение качества сервиса и услуг в поездах.
К слову, это уже второе повышение цен за последние полгода. До этого ж/д билеты подорожали в октябре 2024-го сразу на 20%. Тогда Нацперевозчик тоже объяснил такое решение необходимостью обновить вагоны и улучшить сервис. Но, по словам казахстанцев, с тех пор ничего не изменилось. Купив вожделенный билет, пассажиры, как правило, сталкиваются с неприятными сюрпризами.
БЛИЦ-ОПРОС:
- Вагоны старые, конечно. Когда едешь, шатается. Дороги страшные. Как раньше было, ничего не изменилось.
- Плацкарты бывают, да, старые вагоны. Зимой ездишь когда, холодно бывает иногда, старые вагоны.
- Я вот на электричке передвигаюсь на работу в Астану. В электричке в основном туалеты не работают. Деньги такие мы платим за что? Вопрос времени. Да, и постели плохие бывают серые, и матрасы.
Возмущения людей не беспочвенны, ведь по данным Минтранспорта около 35% парка пассажирских вагонов в Казахстане эксплуатируются 28 и более лет. А уровень износа вагонов - 61%. Больше всего граждане жалуются на поезда по направлениям «Мангышлак - Уральск» и «Костанай - Алматы».
Что касается последнего направления, костанайцы говорят, что состояние поездов вызывает не только дискомфорт, но и опасения за безопасность пассажиров.
БЛИЦ-ОПРОС:
- Ездил в купейном вагоне, вагон был ужасный. Срок его службы 30 лет. Он уже 33 года отходил, списанный, но ему продлили срок службы. Двери не закрываются, окна не открываются, двери в купе не закрываются, замок не работает. И ощущение было, что он временами улетит с рельсов.
- Там есть я знаю, старые и новые вагоны. Старые вагоны в очень ужасном состоянии. Окна все какие-то страшные. Там все уже старое.
Для эксперимента мы решили сравнить цены на жд-билеты в Казахстане и соседних странах. Возьмем направления с одинаковыми расстояниями в Казахстане - "Астана-Кокшетау" и в Узбекистане - "Ташкент-Самарканд". Добраться из Астаны до Кокшетау казахстанцам обойдется в 3 тысячи тенге. А из Ташкента в Самарканд на поезде "Афросиаб" 270 тысяч сум - это около 10 тысяч тенге. Но, кто не в курсе, "Афросиаб" - это фирменные высокоскоростные электропоезда переменного тока. Такая же картина и с российскими перевозчиками. Однако, насколько бы наши поезда не были дешевле, граждане хотят ездить в новых и безопасных вагонах. И, если пассажирам предложить такие же комфортабельные условия, то возможно вопрос "неудобной" цены отпадет сам собой.