На неделе в Казахстане принято историческое решение. На Астанинском саммите Шанхайская организация сотрудничества расширила свои ряды, приняв в состав Индию и Пакистан. Свой статус наблюдателей они сменили на постоянное членство. В период зарождения в 1996 году клуб называли шанхайской пятеркой. Спустя время в 2001-ом к Казахстану, Китаю, России, Кыргызстану и Таджикистану присоединился Узбекистан. И вот теперь организация работает в восьмистороннем формате. Важность, а может быть и исключительность, состоявшегося события в том, что Дели и Исламабад – политические оппоненты. НО, несмотря на это, страны синхронно оформили свое членство, на что обращают внимание и некоторые эксперты. Усиление роли ШОС будет серьезно влиять на глобальную безопасность, отметил Нурсултан Назарбаев. В деталях. Теперь в составе Организации - 4 ядерные державы и 2 крупнейших экономики мира. Отныне «шанхайская восьмерка» представляет почти половину населения Земли, контролируя одну третью часть мирового ВВП. Задачи перед организацией – серьезные. В их числе и борьба с международным терроризмом. Надежда Палинка продолжит.
Теперь уже лидеры восьми держав будут прилагать усилия в борьбе с терроризмом и экстремизмов, упрощать торговые процедуры между странами ШОС - о чем на этой встрече говорил глава КНР Си Цзиньпин - и совместно выстраивать диалог по афганскому вопросу. Астанинский саммит Шанхайской организации завершил процедуру вступления Индии и Пакистана, которая стартовала в июле 2015-го. ДО этого обе страны имели статус наблюдателей.
Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан:
Символично, что именно в Астане 12 лет назад были подписаны решения о предоставлении двум странам статуса наблюдателя нашей организации - это Индии и Исламской Республике Пакистан. И важность нашего заседания в том, что эти страны впервые участвуют в нашей организации, и организация расширяется. Теперь зона ответственности ШОС охватывает территории более чем трех миллиардов человек.
При таком масштабе ключевую роль будет играть координация стран между собой. От ее мобильности будет зависеть практическая реализация многих важных задач. Ведь теперь наряду с терроризмом Шанхайской организации придется ставить заслон и киберпреступности. Пекин в этом направлении обещает всяческую поддержку всем своим партнерам по шанхайскому клубу. Российский же лидер акцентировал внимание на сирийской проблеме, которая, по словам Путина, стала решаться благодаря Астанинскому процессу. 4 раунда сложных переговоров все же дали результат.
Владимир Путин, Президент Российской Федерации:
Важнейшее достижение - договоренность о прекращении огня между правительственными войсками и вооруженной оппозиции, а также о создании в Сирии зон де-эскалации. Теперь на этой основе появился реальный шанс укрепить режим прекращения боевых действий.
В рамках ШОС главы государств подписали специальную Конвенцию о совместном противодействии экстремизму. Кстати, за прошлый год силами стран организации предотвращено 16 терактов, задержаны более ста активных террористов. Тем не менее ряды радикалов пополняются. Сегодня по данным спецслужб, на стороне ДАИШ воюют до 10 тысяч выходцев стран СНГ.
Си Цзиньпин, Председатель Китайской Народной Республики:
Китай поддерживает выполнение Конвенции по противодействию экстремизму. Мы предлагаем провести форум по обороне и безопасности, разработать программу сотрудничества по борьбе с тройным злом на ближайшие три года. Важно продолжать «чувство локтя», как добрую ШОСовскую традицию, объединять усилия старых и новых членов ШОСовской семьи.
«Чувство локтя», о котором упомянул китайский лидер, ШОСовцам придется проявлять не раз. В том числе и в урегулировании афганского вопроса. Проблема – затяжная, оттого и трудноразрешимая. Кабул продолжает оставаться не только наркотическим центром, но и рассадником идеологии радикального экстремизма.
Алмазбек Атамбаев, Президент Кыргызской Республики:
Серьезным вызовом для стран ШОС является сложная военно-политическая обстановка в Афганистане. Серьезную обеспокоенность вызывают распространение идеологии радикального экстремизма, пропаганда и вербовка в ИГИЛ и других террористических организации граждан наших государств. Я думаю то, что мы сегодня принимаем конвенцию ШОС по противодействию экстремизму, будет определенным вкладом в эту борьбу.
Говоря о конфликтах, нельзя не отметить отношения между новыми членами ШОС. Индия и Пакистан давние оппоненты. Но сегодня они за одним столом, под одним флагом Шанхайской организации сотрудничества. Во многом из-за этого нынешний саммит называют историческим. Болевая точка Дели и Исламабада - Кашмир. Каждая из стран заявляет на этот регион свои территориальные претензии. И это понимают все участники организации. Интересы и Индии, и Пакистана в качестве членов ШОС - почти идентичны, говорят эксперты. Обе страны нуждаются в поставках энергоресурсов из Центральной Азии. А что касается взаимодействия внутри организации, то, по мнению некоторых политологов, есть вероятность создания так называемых блоков по интересам.
Аскар Нурша, политолог:
Кроме того, формируются совершенно новые оси. Есть риск, что внутри ШОС будет формироваться различные альянсы. То есть, мы знаем, что сейчас есть некие особые отношения между Россией и Китаем, Россией и Индией, но в то же время надо понимать, что есть не менее особые отношения между Пакистаном и Китаем. Как теперь вот эти двусторонние оси, если их переложить на площадку ШОС, как они сработают в данных условиях.
Помимо внутриорганизационных альянсов есть внешние. Так, западный мир не раз выражал опасения по поводу активизации ШОС. И подобная риторика главным образом исходила от США. Шанхайский клуб даже называли военным блоком, мол Пекин за счет этого старается расширить зону своего влияния. Кстати, председательство от Казахстана перешло к Китаю, поэтому следующий саммит организации состоится в Поднебесной. Последняя на всех политических площадках продвигает программу развития Шелкового Пути, щедро финансируя масштабные инфраструктурные проекты.
Надежда
Палинка, Тимур Еркетаев, «Избранное за неделю».