"Купить рояль, но не научить играть на нем". И речь идет не о музыке, а о столичном аэропорте. Именно такими аллегориями "разбрасываются" независимые эксперты, говоря о состоянии гражданской авиации в Казахстане. Ей, как оказалось, не хватает оснащения и кадров. Так, например воздушная гавань Астаны нуждается в машинах по уборке снега. Кроме этого в стране даже некому расследовать авиационные происшествия. Специалисты задаются вопросом: о какой безопасности полетов может идти речь? К слову сегодня на заседании правительства обсуждали тему развития этой отрасли. Почему отечественная авиация находится в кризисе, разбиралась Дильназ Насекенова.
Сегодня на заседании Правительства вице-министр транспорта то и дело хвастался достижениями гражданской авиации. Мол, за последние 5 лет показатели отрасли выросли в 2 раза. Однако, независимые эксперты с этим не согласны. По словам Абула Кекильбаева, подводных камней в сфере много. К примеру, старая техника. По его данным, около 70% из неё эксплуатируется более 12 лет. Есть и старше 20-ти. А в регионах отдельные виды и вовсе отсутствуют. Даже в столице не хватает элементарных снегоуборочных машин, - говорит специалист.
АБУЛ КЕКИЛЬБАЕВ, НЕЗАВИСИМЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ЭКСПЕРТ:
Это тоже самое, что купить рояль, но не научить играть на ней. То есть поставили самую современную свето-систему, поставили самые современные системы посадок. А купить технику для уборки снега денег не хватило. Это как раз говорит о квалификации тех людей, которые принимают решения на месте. Как компания, которая ни разу не работала в таких зимних условиях, управляет аэропортом? Что в Алматы, что в Астане.
Действительно, зарубежных специалистов в гражданской авиации Казахстана много. Они словно легионеры, только в небе. Так, по словам вице-министра Талгата Ластаева, из 1500 действующих пилотов 400 - иностранцы.
ТАЛГАТ ЛАСТАЕВ, ВИЦЕ-МИНИСТР ТРАНСПОРТА РК:
Ежегодно отрасли требуется 500–600 новых специалистов. Из-за отсутствия у Академии международного сертификата EASA PART-FCL авиакомпании вынуждены нанимать иностранных пилотов. Для решения проблемы Академия до конца года планирует получить сертификат EASA.
Однако, нехватка пилотов - не единственная проблема в авиации. Недавнее крушение самолета близ Актау выявило и другие серьезные проблемы. Например Казахстан нуждается в создании специального центра по расследованию авиакатастроф.
ТАЛГАТ ЛАСТАЕВ, ВИЦЕ-МИНИСТР ТРАНСПОРТА РК:
Для улучшения ситуации до конца текущего года планируется создание специализированного центра по расследованию транспортных происшествий, с привлечением высококвалифицированных специалистов и оснащением необходимым оборудованием.
Однако и в этой части есть проблема - дефицит специалистов. Что в принципе ставит под сомнение качество и объективность расследований, - говорит Абул Кекильбаев.
АБУЛ КЕКИЛЬБАЕВ, НЕЗАВИСИМЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ЭКСПЕРТ:
Если мы не можем нормально дать выводы и рекомендации, чтобы не повторялись такие события, о какой безопасности полетов можно говорить? Если у нас ни одного авиационного расследователя нет в департаменте, который занимается расследованиями авиационных происшествий. Это безопасно? Я считаю, что это в корне не безопасно.
Еще одна ахиллесова пята в сфере гражданской авиации, которая ставит под угрозу безопасность граждан, - инфраструктура аэропортов. По словам эксперта, причина изношенности кроется в финансах. Воздушные гавани убыточны, так как тарифы на обслуживание не менялись вот уже 20 лет. Но сегодня вице-министр заявил о планах поэтапного повышения цен.
ТАЛГАТ ЛАСТАЕВ, ВИЦЕ-МИНИСТР ТРАНСПОРТА РК:
Да, у нас одни из самых низких тарифов аэропортов в регионе. Поэтому поэтапное увеличение предусмотрено для того, чтобы аэропорты могли сами себя окупать и быть привлекательными для инвестиций.
Ластаев также заявил, что до конца года авиапарк страны пополнится 14-тью самолетами. Кроме этого построят три новых аэропорта. В воздухе повис вопрос: почему строить новое деньги есть, а модернизировать старое - нет?