$501.49 €525.71 ₽5.77
×

Казахстанцы всё чаще жалуются на китайский автопром: что делать?

AstanaTV
28.02.2025г. в 00:20
82
Казахстанцы всё чаще жалуются на китайский автопром: что делать?
МТИ РК

Китайские автомобили продолжают набирать популярность среди казахстанцев, однако растёт и число жалоб на их качество, передает Astana TV.

По итогам 2024 года в Комитет по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции (КЗПП МТИ РК) и его региональные департаменты поступило 57 обращений, связанных с «железными конями» из Поднебесной. Это - почти каждая десятая жалоба от общего числа обращений по автомобилям, которых, за прошедший год, зарегистрировано 144, - сообщает пресс-служба Комитета по защите прав потребителей МТИ РК.

Среди главных нареканий автовладельцев — дефекты двигателей и коробок передач, проблемы с системой охлаждения и электроникой, несоответствие заявленным характеристикам. По данным КЗПП, некоторые автомобили приходилось возвращать продавцам. В других ситуациях, благодаря вмешательству департаментов, покупатели добивались ремонта или замены неисправных узлов за счёт автосалонов.

Практически во всех уголках страны региональные департаменты КЗПП оказались вовлечены в борьбу за права автовладельцев. В городах Астана и Алматы зарегистрировано больше всего обращений (6 и 9 соответственно), где сотрудники не только участвовали в судебных разбирательствах, но и содействовали досудебному урегулированию, помогая с расторжением договоров, возвратом средств либо обменом авто. В областях Абай, Жамбылской и Кызылординской жалоб официально не поступало, хотя потребители продолжают получать консультации при возникновении вопросов. В Акмолинской области (2 обращения) речь шла о крупных суммах — до 9,99 млн тенге и замене двигателей; в Алматинской области (3 обращения) часто фигурировала распространенная марка китайского автопрома, где один автомобиль обменяли, а по двум другим вернули деньги. В Актюбинской области (1 обращение) по решению суда выплатили свыше 16 млн тенге, неустойку и моральный ущерб, а в Атырауской (5 обращений) и Восточно-Казахстанской (4 обращения) специалисты провели разъяснительную работу, внеплановые проверки, издали предписания и постановления; в одном случае вернули 7,04 млн тенге по соглашению сторон. В области Жетісу (3 обращения) помогли автовладельцам часть проблем уладив консультациями, другая часть — в процессе разрешения. Западно-Казахстанская область (4 обращения) запомнилась возвращёнными 7,1 млн тенге, а в Карагандинской (3 обращения), специалисты активно помогали с составлением претензий. Костанайская область (7 обращений) отличилась самым широким списком марок, при этом основную помощь сотрудники ДТЗПП оказывали в части претензий и экспертизы. В Мангистауской области (1 обращение) претензию удовлетворили, а в Павлодарской (4 обращения), помимо консультаций, по одному из обращений суд обязал выплатить 11 млн тенге. В Туркестанской (2 обращения) часть проблем решили мирно после письменных обращений, а в Северо-Казахстанской (2 обращения) один автомобиль отремонтировали, а по второму авто – материалы направлены в суд. В области Ұлытау (2 обращения) всё обошлось без суда — помогла грамотно составленная досудебная претензия, тогда как в городе Шымкент (5 обращений) в большинстве случаев удалось вернуть деньги, но одно дело всё ещё рассматривают в суде.

Несмотря на волну критики, китайские машины привлекают казахстанцев доступной ценой, разнообразным модельным рядом и активно развивающейся сетью дилерских центров. Многие модели оснащены современными технологиями, что также стимулирует спрос.

Сотрудники Комитета и его территориальных департаментов призывают автовладельцев быть более внимательными при выборе автомобиля, тщательно изучать информацию о производителе и модели авто, обращать внимание на отзывы других автовладельцев.

При возникновении проблем с качеством автомобиля сначала необходимо направить письменную претензию дилеру или продавцу: в большинстве случаев это помогает урегулировать конфликт без суда. Если продавец не отвечает в течении 10 рабочих дней или отказывается от сотрудничества, территориальные департаменты КЗПП готовы проконсультировать, помочь грамотно оформить иск и, при необходимости, представлять интересы граждан в суде в качестве третьей стороны.

Подать обращение можно через систему «Е-otinish» либо обратившись в региональный департамент КЗПП. Номера горячих линий по вопросам защиты прав потребителей в регионах можно на сайте КЗПП МТИ РК.