В Казахстане окончательно откажутся от КСК. Проект закона по этому поводу приняли в Мажилисе. По словам депутатов, эта реформа поможет решить ряд жилищных проблем. Кто теперь будет управлять многоквартирными домами и зачем для председателей кооперативов увеличивают штрафы, расскажет Аман Танатаров.
Масштабные реформы в системе ЖКХ начались еще в 2019 году. Тогда планировалось полностью остановить деятельность КСК, поскольку качество их работы оставляло желать лучшего. Отсюда и регулярные жалобы от жильцов. Но прошло 6 лет, а эту идею так и не реализовали.
ЕКАТЕРИНА СМЫШЛЯЕВА, ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК, ЧЛЕН ФРАКЦИИ "AMANAT":
Правительство не достигло цели реформирования системы управления жилищным фондом, которую оно проводит с 2019 года. Этому есть объективные и субъективные причины. Депутатскому корпусу было поручено пересмотреть правовую основу управления кондоминиумами с учетом допущенных ошибок и реального положения дел.
Сейчас же в проект закона внесли новые реформы. Так предлагается ввести требования по прозрачности деятельности кооперативов собственников квартир. А также создать максимально свободную правовую среду, где жильцы смогут выбирать формы и условия управления кондоминиумом.
НУРТАЙ САБИЛЬЯНОВ, ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК, ЧЛЕН ФРАКЦИИ "AMANAT":
Таким образом у нас остается две формы управления. Например, если они выбирают ОСИ, то у жильцов есть три ветки, которую они сами выбирают. ОСИ продолжают работать самостоятельно и нанимают работников. Второе, когда нанимают профессионального управляющего как исполнительного директора и третье, когда нанимают управляющую компанию.
Говоря о второй форме управления, то альтернативой ОСИ будет выступать Непосредственное совместное управление. Другими словами, Простое товарищество. Однако теперь оно прописано как отдельная форма, при этом успешно зарекомендовавшие себя ПТ на практике продолжат работу.
ЕКАТЕРИНА СМЫШЛЯЕВА, ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК, ЧЛЕН ФРАКЦИИ "AMANAT":
Поскольку ПТ не имело юридической регистрации, не имело БИНА, фактически невозможно было учитывать кроме как бумажных отчетов МИО. Поэтому во время проведения этой реформы отчеты ПТ вводили в заблуждение о том, что идет прогресс по регистрации формы управления. Мы называем вещи своими именами — это Непосредственное совместное управление.
Также согласно новшествам КСК больше не будут являться самостоятельной формой управления. Теперь они рассматриваются как хозяйственные структуры, которые объединяют несколько домов для решения общих вопросов. Например, как уборка территории или обслуживание лифтов.
ЕКАТЕРИНА СМЫШЛЯЕВА, ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК, ЧЛЕН ФРАКЦИИ "AMANAT":
На самом деле, как от формы управления мы от КСК в этом проекте закона окончательно отказываемся. То есть, мы задачу реформы выполнили. Они остаются НКО, при этом они остаются субъектом управления. Фактически это кооперация жителей для хозяйственной деятельности на домах. А управление кондоминиума остается на доме, мы его не трогаем.
Предусмотрели депутаты и ужесточение наказания для тех субъектов управления, кто отказывается предоставлять отчеты населению и документы на дом при смене другого субъекта. Не исключено что, а это вырастут штрафы. Правда сумму в мажилисе пока не назвали.
ЕКАТЕРИНА СМЫШЛЯЕВА, ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК, ЧЛЕН ФРАКЦИИ "AMANAT":
Несколько предложений по этому проекту еще есть. Поэтому давайте сохраним интригу до второго чтения и озвучим их. Не хочу сейчас озвучивать, поскольку понимаю, что если сейчас озвучим размеры штрафов, то это будет главным событием заголовков.
Кроме того, изменения предусматривают увеличить срок полномочий председателей ОСИ с одного года до трёх лет. Привязать тарифы за содержание домов к МРП, дабы не допустить резкого скачка цен. Также застройщиков обяжут регистрировать кондоминиум после продажи первой квартиры, а жилищная инспекция получит право проверять квалификацию управляющих.