Депутаты фракции AMANAT обратились к заместителю Премьер-Министра Республики Казахстан Канату Бозумбаеву, передает Astana TV.
В настоящее время Казахстан реализует масштабные проекты по разработке месторождений нефти и газа в казахстанском секторе Каспийского моря. И среди них особое стратегическое значение имеют такие месторождения, как Каламкас-море, Кашаган, Хазар, Абай, Актоты, Курмангазы и Центральное. Однако, в процессе реализации данных проектов возникают серьезные проблемы, которые требуют незамедлительного внимания на уровне государственного контроля. Эти проблемы связаны с недостаточным уровнем обеспечения промышленной безопасности и угрозами для экологии и жизни работников в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Только за последние пять лет в нефтегазовой отрасли произошли двадцать одна авария. И как пример, только на ликвидацию аварии, произошедшей в июне месяце 2023 года на скважине 303 месторождения Каратурун Южный в Мангистауской области, потребовалось более 6 месяцев. Так, в настоящее время в Казахстане компанией ТОО «Kalamkas-Khazar Operating» планируется масштабная разработка месторождения Каламкас – море. Однако, мы видим у профессиональных аварийно-спасательных служб возникают сложности в ликвидации аварий даже на суше, а как будет проводится ликвидация аварии на море?Учитывая это при реализации проекта Каламкас – море в казахстанском секторе Каспийского моря возникают ряд серьёзных проблем в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Первое, недостаточность нормативно-правовой базы по промышленной безопасности. Существующие правовые акты хотя и содержат общие декларативные принципы промышленной безопасности, однако, они не в полной мере регулируют конкретные требований к морским нефтяным операциям на шельфе.
Второе, недостаточность конкретных требований по минимизации потенциального воздействия на окружающую среду. Если эти вопросы не будут решены на нормативно-правовом уровне, морские нефтяные операции будут осуществляться с высокими рисками.
Третье, это нехватка аварийно-спасательных служб при разведке и добычи нефти и газа на море. Более того, пластовое давление в море может составлять от 500 до 900 атмосфер, также наличие большого количество содержания сероводорода.
При возникновении аварии на море остро будут необходимы специальные спасательные отряды, оснащенные высокотехнологичным оборудованием. Однако, в Казахстане отсутствуют специализированные аварийно-спасательные службы для ликвидации аварий на морских нефтяных платформах, нет инженерной инфраструктуры, способной быстро реагировать в случае открытого фонтана.
Современные спасательное оборудование в основном адаптировано для использования при стихийных бедствиях на суше. А привлечение иностранных специалистов может занять несколько дней и даже недель, что может привести к увеличению экологических и экономических издержек.
Если мы не будем действовать незамедлительно, мы можем столкнуться с непоправимой катастрофой. Отсутствие возможности контролировать открытый фонтан может привести к крупному разливу нефти в море и пожару. Что влечет за собой необратимый ущерб морской экосистеме.
Каспийское море может стать зоной экологического бедствия, что нанесет колоссальный ущерб флоре и фауне, а также рыбному хозяйству региона. Такие аварии окажут негативное влияние на международную репутацию и инвестиционный климат Казахстана.
На основании изложенного, считаем необходимым разработать специальные нормативные правовые акты по промышленной безопасности на море (введение отдельных правил проведения морских нефтяных операций). Создание аварийно-спасательных служб и оснащение их современной морской техникой. Рассмотрение вопроса воссоздания государственного научно-технического Центра промышленной безопасности в сфере нефти и газа. Использование международного опыта внедрения системы быстрого реагирования по ликвидации открытых фонтанов и обеспечению безопасности на море, - озвучил депутат Арман Калыков.