Нет результатов, которые могли бы порадовать. Олжас Бектенов публично отчитал министра экологии Ерлана Нысанбаева на заседании Правительства. Премьер-министра не устроила работа по строительству новых мусорных полигонов в Казахстане. А всё потому, из обещанных ста полигонов в регионах построили лишь семь. Другая проблема в том, что только 20% из всех свалок стране соответствуют экологическим и санитарным нормам. Как власти собираются решать "мусорный" кризис и превратить отходы в доходы, расскажет Дильназ Насекенова.
Казахстан из года в год превращается в одну большую свалку: ежегодно в стране образуется более 4,5 миллионов тонн мусора. Но перерабатывается лишь 26%, хотя уже в прошлом году эта отметка должна была достичь 30%. Так, 7 из 20 регионов страны не выполнили этот план. По словам министра экологии, проблема в том, что тарифы на вывоз и переработку мусора не позволяют предприятиям окупать свои затраты.
ЕРЛАН НЫСАНБАЕВ, МИНИСТР ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РК:
На сегодняшний день из 211 районов и городов страны тарифы пересмотрены в 155. В этой связи тарифы на ТБО зачастую не покрывают реальных затрат спецпредприятий. Например, в городе Атырау утвержден тариф в размере 379 тенге, тогда как разработанный акиматом составлял 527 тенге.
Чтобы решить проблему министр предложил обязать акиматы пересматривать тарифы на вывоз мусора не реже одного раза в три года. Но тут возникает другая проблема - куда вывозить отходы? В прошлом году правительство утвердило специальную программу, предполагающую строительство 100 новых полигонов. Однако на сегодня в стране построили лишь 7 свалок. Премьер такими темпами остался недоволен.
ОЛЖАС БЕКТЕНОВ, ПРЕМЬЕР-МИНИСТР РК:
Нет таких результатов, которые могли бы порадовать. Министерству нужно организовать работу акиматов. Нужна чёткая позиция министерства по данному вопросу. Мы не видим этого всего на сегодня.
Можно, конечно, бесконечно открывать полигоны. Однако чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Поэтому казахстанцы начали сортировать отходы, а не складывать всё в один пакет. Однако такие старания не оправдываются. Поскольку все равно все смешивается в одну кучу. Министр проблему отрицать не стал. По его словам, в Казахстане не могут обеспечить раздельную переработку из-за высоких расходов.
ЕРЛАН НЫСАНБАЕВ, МИНИСТР ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РК:
Когда мы говорим, что раздельный сбор мусора предполагает определенные расходы, они намного больше выше, чем при обычном сборе. Это с финансами все связано, на три вида мусора нужно 3 разной техники. Или одна техника, где имеются три секции. Над этим мы с акиматами работаем. Весь смысл в том, чтобы сократить путь от сбора до переработки.
К слову, Казахстан старается превратить отходы в доходы. Однако, акиматы, судя по всему, не спешат этого делать. Так, на сегодня рассмотрено около 70 проектов по переработке ТБО. Но профинансировано только 6 из них на сумму 4 млрд тенге.
ОЛЖАС БЕКТЕНОВ, ПРЕМЬЕР-МИНИСТР РК:
Затягиваются вопросы реализации проектов по сжиганию коммунальных и других отходов. Хотя вся нормативная база имеется. Также не находят своего решения вопросы переработки промышленных отходов. Казахстанскими предприятиями ежегодно складируется около 1 млрд тонн отходов. При этом объем их переработки – всего 11%. В развитых странах этот показатель составляет 70-80%.
А пока миллионы евро идут на свалку не в переносном смысле. По словам Ерлана Нысанбаева, в Казахстане остаются нереализованными крупные проекты по сортировке и переработке мусора, несмотря на значительные вложения. К слову, в этом году власти выделили на эти цели еще более 9 миллиардов тенге. Пока Казахстан только вкладывается, а когда начнет зарабатывать на мусоре - неизвестно.