Эксперты отнеслись с опаской к инициативе сбора биометрических данных при покупке SIM-карт. Такую новость озвучил пару дней назад министр цифровизации. По мнению отдельных специалистов - это ни что иное, как новая возможность для мошенников. То есть такая практика может привести к тому, что преступники получат карт-бланш при очередной утечке данных. А значит казахстанцы останутся незащищенными. Все за и против взвесила Дильназ Насекенова.
В Казахстане число жертв от интернет-мошенников растет с каждым годом. А всё потому, что их схемы всегда совершенствуются и меняются. К примеру, на днях на удочку мошенников попалась известная телеведущая Айгуль Мукей. Так, с утра ей позвонил якобы представитель «Энергосбыта» и сообщил, что хочет прийти для смены счетчиков. Для этого попросил сказать код, который пришел ей от 1414. Не долго думая, журналистка произнесла его.
АЙГУЛЬ МУКЕЙ, ТЕЛЕВЕДУЩАЯ:
Через два часа звонит женщина и говорит: "Здравствуйте! Меня зовут Елизавета Андреевна Есимова, я из eGOV звоню. Сейчас были случаи входа в ваш eGOV несколько раз, это вы или не вы?". Я говорю: "Нет, не я. А вы случайно не мошенница?". Говорит: "Да вы что, какая мошенница? Смотрите, от вашего имени подали заявки на кредит во все банки. И перечисляет мне: Forte, Kaspi, Jusan, Евразийский, БЦК, Homecredit ". У меня волосы дыбом.
Самое интересное, что вторая женщина тоже оказалась мошенницей. Если у телеведущей в конце всё обошлось, то, к сожалению, есть тысячи кейсов, когда граждане всё же попадались на уловки аферистов. Такие звонки в основном совершаются из-за рубежа. Для этого они используют SIM-карты и SIM-boxы. И чтобы противостоять злоумышленникам, в Министерстве цифровизации намерены обязать казахстанцев проходить биометрию при покупке SIM-карты.
ЖАСЛАН МАДИЕВ, МИНИСТР ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, ИННОВАЦИЙ И АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РК:
Также будет предусмотрена ответственность за их незаконную передачу третьим лицам, а также за нарушения при использовании SIM-боксов. Мы координируем работу мобильных операторов связи. Созданы антифрод-центры для выявления и блокирования звонков мошенников, которые интегрированы с системами Нацбанка.
Однако эксперты отнеслись к такой инициативе с опаской. К примеру, Нуржан Биякаев считает, что, учитывая факты, когда и от сотовых операторов утекали базы данных, нет никакой гарантии того, что очередные базы данных уже с биометрией также не попадут в руки интернет-мошенников. По сути это будет полноценный ключ к успеху для подачи в режиме онлайн уже без вашего участия на ваше имя новых заявок на кредит, - считает эксперт.
НУРЖАН БИЯКАЕВ, НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКСПЕРТ ПО БАНКОВСКИМ ВОПРОСАМ:
У нас по базе данных eGOV проходили утечки. И как раз-таки вы знаете, что в базе Минюста есть у нас основная биометрия ID, которая у нас вмонтирована в удостоверение личности и паспорт. Теперь же при прохождении онлайн-заявки вы биометрию проходите в живом режиме, то есть нужны повороты головы, опускание глаз и прочее. То здесь, если предположить, если сотовые операторы завтра будут работать по таким же требованиям проходить биометрию, представьте, что это практически ключ к успеху - очередной фрод мошеннической операции.
Однако, проблема в том, что существующие механизмы биометрической идентификации еще и не стандартизированы, каждый банк используют свои методики. То есть нет единых правил. Этот вопрос даже поднимали накануне депутаты Мажилиса.
МУРАТ АБЕНОВ, ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК, ЧЛЕН ФРАКЦИИ «AMANAT»:
Как я выяснил, нет до сих пор правил биометрических идентификаций. Министерство цифровизации до сих пор это не сделало. Получается банки сами проверяют, но нету системы сегодня. И многие граждане сегодня получают кредиты и таких кредитов не должно быть, потому что банки через не идентифицированные системы проводят биометрию.
Как в Минцифры собираются вести сбор биометрии и минимизировать при этом риски утечки данных, нам не ответили. Потому что законопроект пока разрабатывается. К слову, документ опубликован на портале "Открытые НПА" и будет доступен для публичного обсуждения до 10 сентября. Остается надеяться, что до осени чиновники найдут оптимальное решение.