$521.9 €593.5 ₽6.39
×

Провести тюремную реформу в женских колониях просят казахстанские правозащитники

14.04.2025г. в 20:30
156
Провести тюремную реформу в женских колониях просят казахстанские правозащитники

Провести тюремную реформу в женских колониях просят казахстанские правозащитники. По их словам, тюрьмы переполнены многодетными матерями, у которых на свободе маленькие дети. В итоге, такие малыши попадают в детские дома или  воспитываются в неполных семьях. Что предлагают эксперты, выясняла Марина Иневатова.

Надежда - мама пятерых детей.  В колонию попала за убийство мужа. Рассказывает, что долго терпела унижения, побои и насилие в семье. Но когда, супруг стал поднимать руку и на детей,  случилась трагедия, пришлось защищаться от дебошира. Себя не оправдывает, но  каждый день думает только о малышах, которые после детского дома попали в семью опекунов. Мать видит их только на фотографиях и во сне.

НАДЕЖДА, ОСУЖДЕННАЯ:

Это очень страшно оказаться здесь, думая как там твои дети, думая о родителях. Это же время года уходят. Девять лет мне дали, рассчитываю на УДО. Конечно, в первую очередь я поеду к детям, чтобы как-то вернуть к себе детей. Я буду работать. Здесь я две профессии получу строителя и швеи.


В Казахстане в шести колониях срок отбывают свыше двух с половиной тысяч женщин.   Многие учреждения  переполнены, рассказывает правозащитница Айман Умарова.  Построенные еще в 30-годы прошлого столетия, тюрьмы давно не соответствуют санитарным нормам. Поэтому адвокат уверена, нужна реформа, которая улучшит условия отбывания наказания.

АЙМАН УМАРОВА, ЧЛЕН НАЦИОНАЛЬНОГО КУРУЛТАЯ, ПРАВОЗАЩИТНИК:

Суды не дают отсрочку приговора. Если есть малолетний ребенок – нужно дать отсрочку приговора. Если мы уверены, что не убежит она, конечно. Например, приходит возможность отпустить на УДО замену неотбытой части наказания, то это нужно сделать.  Суды перестали освобождать женщин.  По УДО в основном не освобождают, так как женщины не могут погасить вред. И у мужчина тоже так. Ну сами подумайте, женщина сидит с маленьким ребенком, как она должна гасить иск.


Правозащитники отмечают,  что воспитывать детей на свободе , в то же время  погашая срок и долги намного эффективнее.
 
АЙНУР, ОСУЖДЕННАЯ:

Сын пошёл в первый класс  - меня нету, дочь пошла в первый класс - меня нету. В этом году старшая дочь заканчивает в школу  - меня также нет рядом. Ничего нет дороже семьи и свободы. Это ценности жизни.


В Казахстане преступность среди женщин, имеющих детей, за последние несколько лет повысилась на 125 %.  Многие попадают в тюрьму за мошенничества и хищения, уверяет Умарова. После колоний им сложно найти работу. Поэтому, нужно продумать программу по исправлению и погашению исков на свободе.
 
АЙМАН УМАРОВА, ЧЛЕН НАЦИОНАЛЬНОГО КУРУЛТАЯ, ПРАВОЗАЩИТНИК:

Система она карательная и не дает освобождения. Они теряются, потому что у них нет работы, они не знают куда идти. И постоянно шить сапоги, и вот такие работы, это же не программа!


Свои предложения известный адвокат  изложила в письме Президенту.  На прошедшем в Астане Национальном Курултае глава государства дал поручение компетентным органам.
   
КАСЫМ-ЖОМАРТ ТОКАЕВ, ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН:

Все лица, находящиеся в местах лишения свободы, независимо от их пола, равны перед законом. Однако, исходя из соображений гуманизма и не нарушая принципа "Закон и Порядок", мы могли бы пересмотреть юридические подходы к женщинам, имеющим несовершеннолетних детей.  Правоохранительным органам и депутатам нужно взвешенно изучить данный вопрос, внести предложения для его решения.


Специалисты не исключают, что реализация этих инициатив займет немало времени. Тем более, что нужно вносить изменения в уголовное законодательство. Однако если тюремная реформа в отношении женщин будет реализована, то это положительно скажется не только на самих женщинах, но и на их детях, уверены правозащитники.