Казахстанские предприниматели бьют тревогу. Со следующего года в силу вступает закон, который запрещает передвижение большегрузных самосвалов на автодорогах общего пользования, чья масса превышает допустимые нормы. Напомню, решение об этом было принято еще в 2022 году. Оно направлено на то, чтобы сохранить целостность дорожных сетей в стране. Однако бизнес просит властей не быть столь "радикальными" в этом вопросе. Аман Танатаров выяснял все за и против.
АМАН ТАНАТАРОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
Уже в следующем году большегрузные самосвалы весом более 12 тонн могут исчезнуть с дорог Казахстана. Власти говорят, эта мера вынужденная. Однако бизнес-сообщество всерьез обеспокоено и в один голос трубят, что новшество повлечет за собой тяжелые последствия. То есть, строить различные объекты станет дороже. Поскольку строительные нужды, материалы перевозятся с помощью большегрузов. При это рядовые граждане поддерживают запрет самосвалов, так как они портят дорожную инфраструктуру в регионах страны.
БЛИЦ:
- Анализируя наши беседы с водителями по Астане, то они говорят, что основная причина поврежденных дорог в самосвалах.
- Бизнес тоже нужно защищать, это такой комплексный вопрос, но то что нагрузка на дороги есть - это факт.
- Дороги чтобы были нормальные, не надо самосвалы, пусть вокруг ездят.
Говоря о весовых ограничениях, то тут важно понять одну деталь. Согласно нормам, чистый вес самосвала без груза не должен превышать 12 тонн, а общая масса грузовой машины не свыше 25-ти.
МУРАТ АМРИН, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВЛЕНИЯ НПП "АТАМЕКЕН":
Если у нас трехосный самосвал - его разрешенная допустимая для него нагрузка 25 тонн, но если его технические характеристики могут перевозить 25,30 или 40 тонн, то данный самосвал будет под запретом.
Представитель палаты в целом с позицией государства солидарен, но полный запрет считает не совсем логичным. Он от лица предпринимателей просит разрешить движение самосвалов в пределах допустимых весовых норм. То есть, даже если по документации машина может загружать больше, то перевозчик просто будет перевозить столько, сколько положено по закону. А тех, кто нарушает требования, наказывать.
МУРАТ АМРИН, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВЛЕНИЯ НПП "АТАМЕКЕН":
Кто будет превышать есть административные нормы, наказывайте. Но полностью ставит запрет на деятельность грузоперевозок неправильно. Здесь пойдет цепочка как по социальной направленности, так и по удорожанию жилья.
Владелец множества самосвалов Ерсултан Серикбайулы предлагает разрешить хотя бы 13-15 тонные большегрузы. С его слов, в Астане сейчас около 7 тысяч самосвалов, теперь из-за весовых ограничений придется увеличивать количество такой техники. Поскольку раньше можно было перевозить грузы минимальным числом рейсов. Если власти хотят сохранить качество дорог, то их нужно просто лучше строить, - негодует предприниматель.
ЕРСУЛТАН СЕРИКБАЙУЛЫ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ:
Если мы говорим, что грузовики разрушают дороги, тогда давайте запретим легковой транспорт. Он тоже портят асфальт. Надо подходить к этому по-другому, стелить качественный асфальт.
Как сообщают в "Атамекен", если эксплуатацию самосвалов запретят, более 100 тысяч единиц техники и порядка 70 тысяч человек могут остаться без работы. Плюс есть риск, что динамика ключевых отраслей снизится. Помимо грузоперевозчиков, это производства, сельское хозяйство и недропользователи.
ЕРСУЛТАН СЕРИКБАЙУЛЫ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ:
Люди в кредитах, в лизинг эти машины приобрели. А как это все завтра будет, куда эти ребята денутся?
В свою очередь, Министерство транспорта утверждает, что рубить с плеча никто не хочет. Поэтому они готовы к конструктивному диалогу с бизнесом, чтобы в этой ситуации найти общий компромисс.
АЙБЕК КУАНЫШОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРЕВЕНЦИИ И ГОС. ЗАКУПОК МТ РК:
Взамен как альтернативу можно выработать пакет поправок, которые более детально взвешенно будут решать этот вопрос. Мы, министерство, готовы участвовать и если предложение поступит в виде сравнительной таблицы от бизнеса и других участников, то мы готовы обсуждать дальнейшую законопроектную работу.
Участники совещания разделились на два лагеря. Тут, как бы, две стороны медали. Если государство беспокоится за состояние дорожной инфраструктуры, то бизнес за свое дело. Придут ли стороны к взаимовыгодному решению пока непонятно. Главное, чтобы новшества не ущемляли не чьих интересов.