Председатель Сената Маулен Ашимбаев в своей авторской статье рассказал об ответах Касым-Жомарт Токаева на вызовы новой эпохи. Спикер верхней палаты Парламента в статье «Логика реформ-3: новое качество нации в 21 веке» для газеты «Время» анализирует ответ казахстанского лидера на кризис идентичности, передает Astana TV.
Спикер Сената рассказал о преимуществах концепции нациестроительства Главы государства, отметив, что «Модель Токаева» не разделяет, а объединяет. Ашимбаев также подробно пишет о «казахском ренессансе», отмечая, что точкой роста национального возрождения станет креативная индустрия. Еще одной темой статьи стал Национальный Курултай, который Маулен Ашимбаев называет модернизированным институтом степной демократии.
Сущностной чертой 21 века стала ломка устоявшихся парадигм, так что нарастание глобальной турбулентности, деформация принципов международного общежития и повсеместное наступление национал-популизма – не просто временные кризисные сдвиги, а определяющие черты новой реальности. Казахстан, как часть мирового организма, тоже вовлечен в этот круговорот. Чтобы не утонуть в неумолимом потопе истории, государству необходим сильный внутренний стержень – и это не столько экономика и политический строй, которые в принципе универсальны и не зависят от территории и менталитета людей, ее населяющих, а нечто более уникальное, прочное, цементирующее, склеивающее нацию в единый монолит, - пишет Маулен Ашимбаев.
По мнению Ашимбаева, такой молекулярной связью, не позволяющей нации рассыпаться в окружающем хаосе всеобщего кризиса, может быть только единая идентичность.
Именно сильная национальная идентичность, независимо от происхождения, социального положения, религиозных или политических взглядов – тот самый внутренний стержень, который способен противостоять центробежным силам и внешним вызовам, скрепляя Казахстан в единый жизнеспособный организм.Что такое Казахстан – этническая целостность, плавильный котел или варящиеся в собственном соку этнокультурные субидентичности, объединенные общим гражданством? Что склеивает ингредиенты национального коктейля – культура, чувство крови, политические ценности, общая история или виденье будущего? Если это культура – едина она или мультикультурна? Присуща ли нам разделяемая всеми супер-идентичность, объединяющая нас поверх этнических, религиозных, социальных и политических идентичностей? Сама постановка этих вопросов, созвучных, думаю, мыслям многих читателей, предполагает множественность возможных ответов. Пусть нас это не смущает: 21 век – кроме всего прочего, еще и эпоха мирового кризиса национальной идентичности.
Спикер Сената отмечает, что кризис этот наблюдается повсеместно и носит глобальный характер. Его не избежали ни богатая Западная Европа, ни США, где расовый кризис, вылился в массовые протесты под лозунгом «Black Lives Matter» и был избран 47 Президент Дональд Трамп с его слоганом «Make America great again».
Сперва национальная идентичность – потом экономика и политика – так можно определить ее место в триаде государственных приоритетов любой страны в 21 веке. Думаю, это не будет преувеличением. И именно поэтому с переломного 2022 года, заявив о строительстве Нового Казахстана, Президент Касым-Жомарт Токаев выдвигает в своей реформаторской повестке ключевой вопрос национального единства с позиций общей для всех граждан Казахстана идентичности: «Мы должны твердо придерживаться принципа «разные точки зрения, одна нация». Президент страны призывает укрепить национальную идентичность на базе формирования нового качества нации и разделяемых всеми гражданами ценностей, - подчеркивает сенатор.
Автор статьи задается вопросом: есть ли принципиальная разница между политикой нациестроительства предшествующего периода и нынешними реформами Президента Касым-Жомарта Токаева?
Спойлер: разница есть – и существенная, чтобы не сказать кардинальная. Но начнем с начала. Являемся ли мы молодой нацией? И да, и нет. Обретение независимости можно считать стартом появления новой нации – и в то же время закономерным продолжением всей долгой исторической цепи, берущей начало как минимум с 13 века, а то и раньше – со времен кочевых цивилизаций саков, гуннов и древних тюрков, оставивших свой след на нашей земле, в культуре и генах. Непосредственное же формирование нашей нации на территории Казахстана началось не сегодня и даже не 30 лет назад. Оно связано с двумя переплетающимися процессами: первый – зарождение и выделение из конгломерата народов Улуса Джучи казахского этноса, развивавшегося затем более 300 лет в рамках собственной государственности, второй – формирование уникального полиэтничного населения в составе Казахской Социалистической Республики.
Ашимбаев отмечает, начиная с 1991 года, оба эти процесса продолжились уже в государстве-правопреемнике – Республике Казахстан как строительство суверенной нации. Но по его мнению, если первые шаги, в том числе закрепленные в Конституции, были достаточно интересны и продуктивны, то впоследствии реальные действия «сменились декларациями и утонули в бездонных водах тематического дискурса».
Вряд ли кто сегодня вспомнит Концепцию укрепления и развития казахстанской идентичности и единства, принятую президентским указом в 2015 году. Еще была Стратегия развития Казахстана до 2050 года – кроме попадания в топ-30 развитых стран, там упоминалась всеказахстанская идентичность, как стержень исторического сознания нашего народа, и роль казахского народа как объединяющего ядра развивающейся казахстанской гражданской общности.То есть фиксируются два уровня самоидентификации населения Казахстана: первый – общий для всех, вытекающий из единого гражданства на базе общих политических ценностей, и второй – казахского этноса. Таким образом, был задан долгосрочный вектор на параллельное развитие двух идентичностей – гражданской казахстанской и этнической казахской. Именно здесь проходит водораздел в вопросе формирования национальной идентичности между «старым» и «новым» Казахстаном, пишет Ашимбаев.
Автор статьи выделяет различия старого и нового подходов к вопросу национальной идентичности.
Если раньше процесс нациестроительства был преимущественно стихийным, а попытки влияния на него «сверху» ограничивались принятием декларативных механизмов, материализация которых сводилась к тематическому дискурсу в СМИ, обеспеченному госинформзаказом, то «Модель Токаева» предлагает проактивную деятельность государства и общества по отбору и выработке общих ценностей, способных не только сплотить нацию, но и дать ей новое качество в 21 веке, - пишет Ашимбаев.
Спикер статьи отмечает, что вместо разделяющего подхода, зацикленного на наличии двух идентичностей, «Модель Токаева» берет за основу тот комплекс общих, разделяемых всеми ценностей – культурных, политических, экономических, бытовых, традиционных, жизненных, сформировавшийся за годы независимости, который объединяет, а не разделяет граждан страны и ложится в фундамент новой общенациональной идентичности.
Это тот цементный раствор, с которым можно и нужно работать, укрепляя и совершенствуя в соответствии с требованиями времени. Все его компоненты представляют собой не механическую смесь, а сплав – т.е. результат качественной трансформации разнородных составляющих в новую уникальную сущность. Уникальность, непохожесть этого сплава определяется не только смешением различных культурно-ценностных элементов, но и преобладанием в нем культурного кода «казахскости», определяющего сущностные черты общенациональной идентичности народа Казахстана – примерно так же, как «английскость» определяет лицо британской идентичности. При этом и казахская идентичность вбирает в себя культурные элементы других традиций. Именно элементы казахского культурного кода являются тем самым клеем, который наряду с общим гражданством и иными совместными ценностями обеспечивает единство в многообразии, а также придает нации ту самую неуловимую непохожесть на других, ту соль, благодаря которой в толпе иностранцев мы почти безошибочно выделяем «казахов» – независимо от их этнического происхождения. Суть этой модели четко сформулирована Главой государства в 2023 году: «сегодня все наши граждане ощущают себя членами одной большой и единой казахской семьи, по сути, нации /…/ При этом наше этнокультурное многообразие, которым мы по праву гордимся, никуда не исчезнет, а наоборот, еще более укрепится за счет единой гражданской основы. У нас сложился свой особый уклад жизни, в котором традиции разных культур сливаются в прочный сплав общенациональной идентичности», - говорится в тексте статьи.
Ашимбаев считает, что главная сущностная черта «Модели Токаева»проявляется в синтезе отдельных идентичностей в одну объединяющую всех культурно-ментальную матрицу «единой казахской семьи», как естественном процессе, происходящем без давления или насильной ассимиляции, а в силу влияния места проживания, культурного окружения и количественного фактора.
Как подчеркивает Глава государства: «Наших прославленных соотечественников – спортсменов, деятелей культуры, ученых, студентов, предпринимателей – независимо от их этнической принадлежности за рубежом всегда называют казахами. И это естественно, так и должно быть». Следование за естественными процессами – еще одна характерная особенность «Модели Токаева». Это означает принципиальный отказ от попыток создания сложных конструктов, доктрин и программ, уводящих от сути и приводящих только к неоправданным расходам.
Автор считает, что эта простота – не отпускание ситуации на самотек, а активное следование в одном направлении с общественным потоком, корректируя русло, убирая подводные камни и сглаживая острые углы, не мешая без нужды, а помогая естественному течению событий.
Еще одним важным компонентом «Модели Токаева» является прагматизм и нацеленность на результат. На смену реальности дискурса пришла реальность действий. Вместо долгоиграющих самовоспроизводящихся программ с сомнительной эффективностью – конкретные дела. Новый Казахстан – это примат поступков над словами, как это было с амбициозным проектом ЛРТ, остолбеневшим почти на 15 лет, и теперь, после вмешательства Главы государства, готовым к тест-драйву осенью 2025 года. Этот прагматизм в деле нациестроительства проявляется в осознанной поддержке и культивировании ключевых направлений, порождающих формирующий эффект: поп-культура, фильмы, мода, еда, спорт, контент в социальных сетях и т.д. Под формирующим эффектом имею в виду расходящуюся эмоциональную волну популярности, максимально широко и глубоко влияющую на формирование модных национальных трендов прежде всего среди молодежи. И здесь ключевым приоритетом «Модели Токаева» является креативная индустрия, определяющая моду на «казахскость», - отмечает Председатель верхней палаты Парламента.
Спикер Сената считает очевидным примером – мировой прорыв казахской поп-музыки, ярко воплощенный в Димаше Кудайбергене и исполнителях новой волны Q-pop, таких, как Ирина Кайратовна, Курайш, Мирас и других, набирающая обороты индустрия казахского кино, продвижение в последние два года этнонаправлений в фешн- и гастро-индустрии, нарастающее количество авторских роликов в соцсетях, посвященных национальной тематике.
Глава государства не случайно увидел точку роста национального возрождения именно в креативной индустрии – здесь наиболее ярко проявляется такой важный механизм, как использование soft power, мягкой силы. Не заставлять, не ломать через колено, не погружать в сон медийного гипноза – а активировать точки реального влияния через личный интерес, эмоциональную вовлеченность, путем формирования модных трендов.
Спикер Сената отмечает, что ключевым отличительным принципом «Модели Токаева» является установка на формирование нового качества нации будущего и связанный с ней национальный ренессанс. Глава государства подчеркнул: «Наша молодежь по-современному возрождает наш национальный дух, соединяя опыт прошлого и горизонты будущего. Задача государства – сохранить и многократно усилить этот позитивный импульс. Сделав это, мы сотворим свой казахский ренессанс и собственную эпоху реформации».
Возрождение нации в 21 веке – реальная и достижимая цель не в туманном будущем 2050 года, а в среднесрочной перспективе. Однако для этого нация должна осознать себя единой семьей, связанной общими ценностями и общим виденьем долгосрочных перспектив развития. А это осуществимо только путем национального диалога, - резюмирует Маулен Ашимбаев.