В Дхарамсале, индийском городе, ставшем духовным центром тибетской диаспоры, прошли торжества по случаю 90-летия Далай-ламы XIV - духовного лидера тибетского народа, живущего в изгнании с 1959 года, передает Astana TV со ссылкой на Euronews.
Праздничные мероприятия собрали тысячи верующих, сотни монахов и монахинь в традиционных бордовых одеяниях, а также зарубежных гостей. Центральной площадкой торжеств стал монастырь в Дхарамсале, где артисты исполняли традиционные тибетские гимны, били в барабаны и играли на волынках. Сам Далай-лама появился в жёлтом шарфе и своей привычной мантии - в сопровождении близких учеников.
Поздравления духовному лидеру поступили со всего мира. Премьер-министр Индии Нарендра Моди назвал его «символом сострадания и терпения», а госсекретарь США Марко Рубио отметил его «непоколебимую приверженность миру и гармонии». Среди гостей праздника был и известный актёр Ричард Гир, один из давних последователей тибетского буддизма:
Он - самый необычный человек, которого я когда-либо знал», - заявил Ричард Гир со сцены.
На этой неделе Далай-лама заявил, что намерен прожить до 130 лет и подтвердил, что цепь реинкарнаций продолжится. При этом он подчеркнул, что право определять его следующую инкарнацию будет принадлежать основанному им фонду Gaden Phodrang Trust, зарегистрированному в Швейцарии.
Это заявление может обострить противостояние с Китаем, который настаивает, что будущая реинкарнация должна быть утверждена официальным Пекином и родиться на территории КНР. Аналитики не исключают, что после смерти нынешнего Далай-ламы могут появиться сразу два претендента - один, выбранный тибетской диаспорой, и другой, назначенный Китаем.
Далай-лама XIV, в миру Тэнцзин Гьямцхо, был признан реинкарнацией бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары в 1937 году, а на престол взошёл в 1940-м. После аннексии Тибета китайскими властями он покинул родину в 1959 году, возглавив правительство в изгнании. С тех пор его фигура стала символом ненасильственной борьбы за права тибетцев, а его образ известен далеко за пределами буддийского мира.
В обращении к последователям, опубликованном в день рождения, он вновь подчеркнул: «Я всего лишь простой буддийский монах». При этом он пообещал и дальше служить делу человеческих ценностей, мира и религиозной гармонии.