$519.58 €609.36 ₽6.63
×

Семь лет под следствием: за что судят алматинского предпринимателя?

08.07.2025г. в 20:30
70
Семь лет под следствием: за что судят алматинского предпринимателя?

Громкий судебный процесс в отношении предпринимателя продолжается в Алматы. Его обвиняют в мошенничестве, хотя дело, по мнению экспертов, изначально должно было рассматриваться как обычный финансовый спор. Уголовное преследование длится 7 лет. А сам бизнесмен уже десятый месяц находится под арестом несмотря на то, что Верховный суд ранее отменил приговор, а Генпрокуратура признала допущенные нарушения. Сегодня суд назначил дополнительную экспертизу и вновь отказал в переводе под домашний арест. Подробнее наши корреспонденты.

Арман Смаилов- акционер АО «Private Asset Management», работающего на рынке ценных бумаг. В центре истории спор между двумя клиентами компании. По утверждению супруги, предприниматель не участвовал в сделке, а лишь выступил гарантом по просьбе знакомого. Однако именно его привлекли к уголовной ответственности.

МАРИЯ ШОРАБЕКОВА, СУПРУГА ОБВИНЯЕМОГО:

Это дело началось в 2015 году, изначально это были гражданско-правовые отношения и так рассматривалось. Потом через какое-то время переквалифицировали в уголовное дело. Дело 7 раз закрывали, возбуждали. Был такой момент в 2021 году, когда моего супруга закрыли на 4 месяца, он провел 4 месяца в СИЗО. Потом алматинская прокуратура вынесла протест, о том, что нет состава уголовного преступления и его отпустили и мы благополучно жили. И в 2024 году все началось по-новому. Раз Верховный суд отменяет приговор, это говорит о каких-то серьезных нарушениях. Я просто хочу справедливости.

По словам семьи, предприниматель подписал гарантийное соглашение под давлением и находился под угрозами. Основная часть средств по сделке была возвращена потерпевшим - почти 90%. Однако сторона обвинения отказался давать комментарий. Так уголовное дело дошло до приговора, Смаилову дали 6 лет тюрьмы.

МАРИЯ ШОРАБЕКОВА, СУПРУГА ОБВИНЯЕМОГО:

В данной сделке мой муж выступает как банк, к нему приходят клиенты, заключают договора и на основе приказов и подписей всех клиентов, начинаются денежные переводы. И между клиентами началось что-то и зацепили моего супруга. Он не имел отношения, над сделками работали директора, он просто акционер. Мой супруг Арман и Шакир Хамраев это друзья, по-дружески обратился и Арман согласился помочь. В последствии ему пришлось стать гарантом.

В компании подтверждают: сделка проходила между клиентами напрямую. Компания лишь выполнила их письменные распоряжения. А акционер не имел доступа к деньгам и не участвовал в переговорах. Однако, компания тоже столкнулась с последствиями, работа компании по словам председателя, парализовано.

АСКАР ИМАМБАЕВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ АО "PRIVATE ASSET MANAGEMENT":

В данном случае, акционер не имеет отношения к сделке между клиентами нашей компании. Наша компания, являясь брокером и управляющим портфелем, выполняла письменные поручения клиентов в качестве номинального держания. Здесь нет уголовного правонарушения, потому что со стороны акционера компании не предусматривалась противозаконных действий, наоборот он помогал, его как понимаю вынудили подписать гарантийное соглашение обвиняемые около 90 процентов уже закрыли потерпевшим. Необоснованная регистрация уголовного дела и приговор который лишило свободу акционера компании, это полностью парализовало работу компании.

Национальная палата предпринимателей «Атамекен» следит за этим делом с прошлого года. Здесь отмечают: подобные кейсы становятся системной проблемой - когда бизнес вовлекают в уголовное преследование за гражданские споры.

СЕРИК АДИЛОВ, ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ НПП "АТАМЕКЕН":

Предприниматели к нам обратились в прошлом году, когда в отношении их было возбуждено уголовное дело. Мы обратились в генпрокуратуру чтобы рассмотрели объективно. Но по результатам, когда их уже осудили на 6 лет, генпрокурор внес протест по нашему письму. Сейчас данное дело обратно направлено в апелляционную инстанцию. Если говорить о статистике именно предприниматели, которые были вовлечены в уголовное преследование в прошлом году было 3,5тысяч обращений из них 2% это на органы правоохранительного порядка. Системные проблемы, с которыми сталкивается бизнес, это как раз вовлечение    бизнеса в уголовный процесс по гражданско-правовым отношениям. 

Судебный процесс продолжается уже второй месяц. Окончательное решение ожидается в ближайшее время. Сегодня суд вновь отказал в переводе предпринимателя под домашний арест и назначил дополнительную экспертизу. Юристы, бизнесмены и правозащитники надеются, что решение будет основано на законе. А само дело не станет опасным прецедентом для всего предпринимательского сообщества.