В 2024 году от СПИДа в мире умерло 630 тысяч человек, а ситуация в Восточной Европе и Центральной Азии вызывает особую тревогу. Об этом говорится в свежем Глобальном докладе ЮНЭЙДС (Объединённой программы ООН по ВИЧ/СПИДу), опубликованном 10 июля под названием «СПИД, кризис и сила для преобразований», передает Astana TV со ссылкой на DW.
Эксперты подчеркивают: регионы мира столкнулись с масштабным кризисом в системе противодействия ВИЧ, вызванным сокращением финансирования и снижением политической поддержки. В ряде стран это уже привело к массовым сбоям в здравоохранении, приостановке профилактических программ и увольнению медперсонала.
Предупреждение ЮНЭЙДС
Если сокращение финансирования продолжится, в период с 2025 по 2029 годы мир может столкнуться с 6 млн новых случаев заражения ВИЧ и 4 млн смертей от СПИДа, прогнозируют в организации. Исполнительный директор ЮНЭЙДС Винни Бьянима назвала сложившуюся ситуацию «бомбой замедленного действия».
Наиболее острая ситуация - в Восточной Европе и Центральной Азии
В 2024 году в этом регионе зарегистрировано около 130 тысяч новых случаев ВИЧ, что на 7% выше показателя 2010 года. Всего в регионе, по оценкам ЮНЭЙДС, проживают около 2,1 миллиона людей с ВИЧ. Однако лишь половина из них получает необходимое лечение.
Ключевой факт: Восточная Европа и Центральная Азия - единственный регион в мире, где продолжает расти смертность, связанная со СПИДом. С 2010 года этот показатель увеличился на 48%, тогда как глобальная цель - снизить смертность на 90% к 2030 году.
Причины негативной динамики:
поздняя диагностика;
низкая удерживаемость в системе здравоохранения;
слабая приверженность к терапии;
административные и структурные барьеры;
влияние вооружённых конфликтов и репрессивной политики.
Из всех смертей от СПИДа в 2024 году 61% пришёлся на страны Африки к югу от Сахары. Особенно тревожна статистика по молодым женщинам и девочкам: ежедневно 570 новых случаев ВИЧ фиксируется среди девушек в возрасте от 15 до 24 лет.
Доклад акцентирует внимание на необходимости немедленного усиления глобального ответа на эпидемию, особенно в свете международного кризиса финансирования. Без этого мир рискует потерять десятилетия прогресса в борьбе с ВИЧ/СПИДом.