$541.34 €640.73 ₽6.53
×

LRT в Астане: билет в будущее или шум за окном? Как легкорельсовый транспорт разделит рынок жилья на «плюс» и «минус»

Кристина
Кристина Гринько
журналист, редактор Astana TV
24.09.2025г. в 09:30
LRT в Астане: билет в будущее или шум за окном? Как легкорельсовый транспорт разделит рынок жилья на «плюс» и «минус»

Эксперты прогнозируют рост цен на 10–15% у станций, но предупреждают: не все покупатели готовы мириться с вибрацией и шумом надземного транспорта

С приближением тестового запуска легкорельсового транспорта (LRT) в Астане - намеченного на сентябрь 2025 года - столичный рынок недвижимости уже начал перестраиваться. Несмотря на то, что полноценная эксплуатация линии начнётся только в 2026 году, LRT уже влияет на спрос, цены и даже формулировки в объявлениях о продаже и аренде жилья, передает Astana TV со ссылкой на Finratings.kz.

По данным аналитиков портала Krisha.kz, с июня по август 2025 года упоминания LRT в объявлениях выросли на 10%. При этом продавцы разделились на два лагеря: одни активно подчеркивают близость к будущей станции как ключевое преимущество, другие - наоборот - делают акцент на том, что их дом «расположен подальше от трассы» или «окна выходят во двор, а не на пути».

Два лица LRT: удобство vs. дискомфорт

Основные опасения потенциальных жильцов связаны с шумом, вибрацией и визуальным воздействием надземного транспорта. Особенно осторожно к таким объектам относятся покупатели средних этажей (с 3-го по 9-й), где риск шумового дискомфорта выше. В ответ на эти опасения в акимате Астаны заявили, что при строительстве используются современные рельсовые крепления, призванные снизить уровень шума и вибрации. Однако реальная эффективность решений станет ясна только после запуска системы.

Цены пойдут вверх - но не везде

Эксперты уверены: после запуска LRT стоимость жилья и коммерческой недвижимости вблизи станций вырастет. По оценкам, рост может составить 10–15%, как это уже происходило в Алматы после открытия метро.

Опыт Алматы показывает: недвижимость у станций становится не только дороже, но и значительно более ликвидной, - отмечает Имран Османов, руководитель отдела продаж Krisha.kz.

Он добавляет, что в Астане LRT особенно повысит привлекательность районов вдоль трассы для студентов, офисных работников и арендаторов, ценящих транспортную доступность.

В то же время, надземный характер LRT создаёт и обратный эффект: шум, скопление пассажиров и визуальная «нагрузка» могут отпугнуть часть покупателей, предпочитающих тишину и уединение. В результате LRT станет не просто транспортным проектом, а фактором дифференциации рынка: одни районы и квартиры станут желаннее, другие - менее востребованными.

LRT в цифрах:

  • Протяжённость линии: 22,4 км
  • Количество станций: 18
  • Подвижной состав: 19 беспилотных поездов
  • Тестовый запуск: сентябрь 2025 года
  • Полноценная эксплуатация: 2026 год
  • Пропускная способность: до 25 000 пассажиров в сутки
  • Стоимость проезда: около 200 тенге

Таким образом, LRT не просто изменит транспортную карту Астаны - он начнёт формировать два типа жилых зон: «транзитные» - с высокой доступностью и ценами, и «тихие» - вдали от линии, но с другим набором преимуществ.