Пилоты авиакомпании Qazaq Air направили обращение председателю правления Адилбеку Умралиеву, выразив серьёзное недовольство существующей системой оплаты труда и условиями работы. Копию обращения получил корреспондент агентства, его подлинность подтвердил действующий пилот авиакомпании, передает Astana TV со ссылкой на КазТАГ.
В последние годы мы неоднократно шли навстречу интересам компании: увеличили годовой налёт до 900 часов, отказывались от отпусков в пиковые сезоны, выполняли дополнительные рейсы по запросу Crew Control, почти не брали больничные. Несмотря на это, ситуация в коллективе вызывает серьёзное недовольство, — говорится в документе.
Авторы письма отмечают, что при среднем месячном налёте в 80 часов экипажи Q400 выполняют около 50 взлётов и посадок — вдвое больше, чем на самолётах Boeing или Airbus.
Взлёт и посадка — самые сложные этапы полёта, требующие максимальной концентрации. Фактическая нагрузка на пилотов Q400 значительно выше, что приводит к росту усталости и снижению работоспособности, — отмечается в обращении.
По словам пилотов, уровень оплаты труда в Qazaq Air вдвое ниже, чем в других авиакомпаниях Казахстана.
Весеннее повышение не дало ощутимого эффекта. Мы просим не “повышения ради повышения”, а справедливой компенсации труда в соответствии с рыночными реалиями, — подчеркнули они.
Отдельно пилоты указывают на кадровую проблему: «Молодые вторые пилоты не видят мотивации из-за низкой оплаты. Только за 2024–2025 годы компанию покинули восемь командиров и восемь вторых пилотов, включая бывшего шеф-пилота и инструкторов».
В результате, по их словам, большинство действующих вторых пилотов — новички, что осложняет подготовку командиров и влияет на безопасность полётов.
Ещё одной проблемой пилоты называют неравенство в оплате труда между иностранными и казахстанскими командирами при одинаковом объёме обязанностей, а также отсутствие доплат за ночные рейсы.
Во всех авиакомпаниях мира ночные полёты оплачиваются по повышенным ставкам, у нас же система “Ночной смены” не учитывает реальную нагрузку, — говорится в письме.
В своём обращении пилоты просят руководство:
пересмотреть оплату ночных рейсов;
повысить оклады командиров не менее чем на 30%;
увеличить зарплату вторых пилотов минимум на 50%;
поднять оплату налёта для всех пилотов на 30%.
Это позволит достичь хотя бы среднего уровня заработной платы в отрасли, укрепить лояльность пилотов и сохранить кадровый потенциал компании, — резюмировали авторы обращения.