Республиканский бюджет на 2026–2028 годы ставит амбициозные цели: повысить долю собственных доходов до 83,5%, снизить зависимость от нефти и оптимизировать расходы. Эксперты поделились мнениями: без дисциплины, прозрачного администрирования и завершённых реформ рост экономики останется на бумаге, а не в кошельках людей. Каждый тенге должен работать на результат, а не растворяться в отчётах. Подробнее Лариса Гребенникова.
Рост экономики Казахстана второй год подряд демонстрирует уверенный рост — 6,3% за девять месяцев. Но эксперты предупреждают: удержать такой темп будет непросто.
ЖАНЫБЕК АЙГАЗИН, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР AERC:
Перспективы при сохранении, бюджетный импульс у нас есть, при сохранении лучших условий торговли для Казахстана, то есть рост экспорта, хороших цен на нефть, в принципе достичь данного уровня возможно. Но я подчеркну еще раз, должна быть хорошая конъюнктура мировых товарных рынков, то есть то, что мы продаем нефть, но и сохранение бюджетного импульса.
Эксперты уверены — перейти от роста “на бумаге” к росту качества жизни возможно только при одном условии: реформы должны быть доведены до конца. Особенно в сфере тарифов и ЖКХ. На вопрос о том, является ли смещение экономики от сырьевой зависимости к несырьевым отраслям долговременной тенденцией или временным экспериментом — эксперты считают, что это уже осознанный курс государства.
ОЛЖАС ОТАР, НЕЗАВИСИМЫЙ НАЛОГОВЫЙ ЭКСПЕРТ:
Есть такие вопросы, это относится к развитию экономики всей страны, к увеличению объёмов нашей собственной продукции, это важные шаги, и в целом хочу отметить, что казахстанцы, как и в других развитых странах, будут стремиться потреблять свои собственные продукты. Пример — наши собственные продукты. Например, казахстанские товары: если спросить у производителей, то наши товары мы потребляем сами, другим странам они не особо нужны. Поэтому для развития нашей экономики важно ориентироваться на внутреннего потребителя наших товаров.
На вопрос, реально ли увеличить долю собственных доходов бюджета до 83,5% к 2028 году, эксперты отвечают: вполне возможно — но только если система заработает без поблажек. Всё упрётся в качество налогового администрирования — кого и как будут проверять, доведут ли дела до взыскания, и смогут ли мотивировать бизнес платить честно. Без реальной дисциплины и прозрачных правил цифры останутся на бумаге. Но при грамотной политике и последовательных мерах — план достижим.
ДАНА ТОКМУРЗИНА, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ТОО «FORTUNE PARTNERS», РУКОВОДИТЕЛЬ ШКОЛЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА MNU:
Но и плюс это определенная налоговая политика с точки зрения поощрения добросовестной уплаты бюджета, потому что, как говорится, если все будут стараться уходить от налогооблажения, то обеспечить поступление будет достаточно сложно, поэтому если будет какой то комплекс мер, то в целом я думаю, все возможно.
Что касается сокращения нефтяной зависимости — то эксперты отмечают: рынок глобальный, цены скачут, а ресурсы конечны. Мир уходит в сторону технологий и «зелёной» энергии — и мы не можем остаться в прошлом.
ДАНА ТОКМУРЗИНА, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ТОО «FORTUNE PARTNERS», РУКОВОДИТЕЛЬ ШКОЛЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА MNU:
Почему это вызов - потому что полностью перестраивать экономику начали достаточно давно, но все эти процессы до конца не закончены, но вместе с тем, можно отметить, что с точки зрения цифровизации нашей экономики, в это плане, мы достигали достаточно много. В принципе государство может начать, и оно уже начало перестраивать свои процессы, но все равно от нефти точно также зависим.
На вопрос, как скажется снижение госдолга до 19,6% ВВП, эксперты отвечают: меньше долгов — больше ответственности. Финансирование социальных программ урезать нельзя, значит — собирать налоги эффективнее. Теперь каждый тенге должен работать на результат, а не растворяться в отчётах, а по мнению депутатов, для этого нужен строгий, прагматичный подход.
МУРАТ АБЕНОВ, ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК, ЧЛЕН ФРАКЦИИ «AMANAT»:
Мы вместе с Правительством подошли к прагматическому разумному подходу. То есть не делать личных ожиданий, не думать, что мы завтра если чего-то не хватит, можем взять из какой-то заначки. Это расслабляет всех, в первую очередь правительство, понятна, что будем говорить прагматичны, разумны и эффективны.
Бюджет требует разумного планирования, контроля и отказа от неэффективных расходов. Важно, чтобы деньги реально шли на значимые проекты и инфраструктуру. Только так финансирование станет инструментом развития, а не формальностью.