Сельчане на севере страны жалуются на отсутствие пастбищ. Всё дело в том, что земельные участки в Кызылжарском районе, где люди обычно пасут лошадей, в результате паводка прошлой весной, оказались затоплены и превратились в болота. Вода там стоит по сей день. Те же территории, которые стихия обошла стороной, находятся в аренде у предпринимателей. Они выращивают там овощи и другие культуры. Пастухи признаются – уже к новому году будут вынуждены распустить скот по подворьям. Кто поможет простым людям на селе - вопрос остается открытым. Анастасия Дроняк выясняла суть проблемы.
Сельчанин Жанат Кушпанов пасёт лошадей из трёх населённых пунктов – Бесколя, Байтерека и Прибрежного. Всего порядка 300 голов. Для их выпаса, говорит мужчина, необходимо несколько сотен гектаров земли. Но их нет. В поисках пригодных для пастьбы участков, по словам пастуха, он обращался в акимат. Но там пока не отреагировали. Между тем, многие территории находятся в аренде у фермеров. На свои участки чужой скот они не подпускают.
ЖАНАТ КУШПАНОВ, ПАСТУХ:
Места нет. Сено скосили до конца. В сентябре начинают косить. Не пускают сюда. Проволока лежит, колючка их. Как что – «Застрелю» - пугают. Участковый даже, говорит, не поможет. Нам негде. Вот впритык ходим. Сейчас уже, до нового года, уже раздавать буду лошадей. Час не дают пасти. Штраф дают -37 тыс. «102» звонят сразу. Ещё 300 метров не подходишь, здесь сразу отгоняют нас.
Люди признаются, в таких условиях пасти скот невозможно. Некоторые из сельчан теперь вынуждены держать лошадей дома, а то и вовсе сокращать их поголовье.
КЕНЕС КОКЕЕВ, ПАСТУХ:
Наша главная проблема —отсутствие пастбищ. Участки, где раньше пасли лошадей, уже два года затоплены. Скот только выходит со двора — через 200 метров начинается вода. Земля не просыхает ни зимой, ни летом. Пастбище, где раньше пасли, ушло под воду: камыш высотой в метр, вода по колено, всё заросло. Сейчас только вот на этом одном сухом месте и пасём. Дальше скот не проходит — сразу проваливается.
По словам пастухов, они неоднократно обращались в местный акимат с просьбой разрешить проблему, но пока все безрезультатно. Районные чиновники между тем рассказали, что за каждым населённым пунктом в районе закреплены сельскохозяйственные угодия в виде пастбищ и сенокосов. К примеру, за Бескольским сельским округом закреплено порядка 2 тысяч гектаров пастбищ, еще 2,5 тысячи - за Прибрежным сельским округом. Всего же за последние три года в госфонд было возвращено свыше 30 тысяч гектаров земли.
РУСЛАН АСПАНОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ КЫЗЫЛЖАРСКОГО РАЙОНА:
Порядок пользования этими пастбищами определяется местным сообществом, которые у нас имеются в каждом населенном пункте. Жителям необходимо будет обратиться, совет общественности собрать и решить вопрос. Предоставление, как жители говорят, что данные земельные участки заняты, кому-то предоставлены - это, я скажу вам, неправильно. Земли они все свободны, пастбища мы никому в раздельную собственность не предоставляем. Потому что согласно земельного законодательства это запрещено. Возможно, они выпасали на землях, предоставленных для сельхозпроизводства. Здесь порядок пользования - это уже нужно с ними согласовывать.
Что делать в сложившейся ситуации, люди не знают. Но уже точно понятно, что в ближайшее время проблему не решить. Это значит, что уже ближе к новому году скот всё же придётся возвращать в частные подворья и ждать следующей весны.