Комитет по денежно-кредитной политике Национального Банка Республики Казахстан принял решение сохранить базовую ставку на уровне 18,0 % годовых, передает Astana TV.
Текущее решение опирается на результаты прогнозного раунда, обновленные оценки основных макроэкономических показателей и баланса рисков инфляции.
Годовая инфляция в октябре составила 12,6% (в сентябре – 12,9%). Рост цен на продовольственные товары продолжил ускоряться до 13,5% (12,7%), на непродовольственные – до 11% (10,8%). Рост цен в услугах замедлился до 12,9% (15,3%) вследствие административного снижения цен на регулируемые жилищно-коммунальные услуги. Повышенная инфляционная динамика формируется в условиях устойчивого спроса, системно превышающего возможности предложения. Дополнительное влияние оказывает продолжающееся распространение вторичных эффектов тарифной реформы и либерализации рынка ГСМ на цены и инфляционные ожидания.
Основной вклад в инфляцию по-прежнему вносит продовольственная компонента на фоне сохраняющихся дисбалансов на отдельных товарных рынках, устойчивого спроса, удорожания импорта и роста издержек. Вклад сервисной инфляции снизился, однако остается значимым несмотря на замедление темпов роста цен. В непродовольственной инфляции отмечается ускорение роста цен на топливо и фармацевтическую продукцию.
Месячная инфляция в октябре существенно замедлилась до 0,5%, однако базовая инфляция остается высокой - на уровне 1%, что в пересчете на год соответствует 12,2%. Кроме того, около 80% товаров и услуг в потребительской корзине дорожают темпами выше таргета 5%. Все это указывает на устойчивость и широкий охват ценового давления. Данная проинфляционная динамика усиливается под влиянием фискального и нарастающего квазифискального стимулирования, а также повышенного потребительского спроса.
Инфляционные ожидания населения в октябре выросли до 13,6% против 13,2% в сентябре. Краткосрочные ожидания остаются волатильными и сопровождаются высокой неопределенностью. Долгосрочные ожидания повысились до 14,3% (ранее - 14%). Повышенные инфляционные ожидания ограничивают темпы дезинфляции и усиливают чувствительность цен к изменениям издержек и спроса.
Внешнее инфляционное давление сохраняется. Мировые цены на продовольствие находятся на высоком уровне. В России инфляция, несмотря на замедление, существенно превышает цель в 4%. На этом фоне регулятор сохраняет жесткую риторику и сигнализирует о необходимости поддержания сдерживающих денежно-кредитных условий. В свою очередь ФРС в условиях повышенной неопределенности сохраняет осторожный подход, отмечая умеренные темпы роста экономики, охлаждение рынка труда и рост инфляции, которая остается выше цели. Риторика ЕЦБ также остается сдержанной. Регулятор в очередной раз сохранил ставку. В дальнейшем ожидается более медленный темп смягчения политики.
В рамках обновления прогнозов при принятии опорного решения цена на нефть марки Brent в базовом сценарии сохранена на уровне 60 долл. США за баррель в среднем до конца прогнозного периода.
Прогноз инфляции на 2025 и 2026 годы пересмотрен. В 2025 году инфляция ожидается в пределах 12,0-13,0%, в 2026 году – 9,5-12,5%. По итогам 2027 года ожидается ее замедление до 5,5-7,5%. Корректировка прогноза обусловлена существенным превышением фактических значений инфляции над прогнозными в текущем году и повышенной динамикой инфляционных ожиданий. Вместе с тем, она также учитывает более прогнозируемый рост регулируемых цен в рамках пересмотра темпов реформы по схеме «инфляция + 5%» в 2026–2027 годах.
Расширение диапазона прогнозов в 2026 году отражает возросшую неопределенность в оценках, связанную с реализацией налоговой реформы и реакцией совокупного спроса, существенным ростом финансирования со стороны квазибюджетного сектора и его стимулирующим воздействием на экономику.
Дезинфляционное влияние на прогнозном горизонте будет обеспечиваться умеренно жесткой денежно-кредитной политикой, налогово-бюджетной консолидацией, а также мерами, предпринимаемыми в рамках Программы совместных действий. Проинфляционное влияние будут оказывать дальнейшая либерализация рынка ГСМ и усиление давления со стороны внутреннего спроса ввиду квазифискального стимулирования.
Риски прогноза связаны с усилением дисбалансов между внутренним спросом и отстающим предложением, ускорением внешней инфляции и инфляционных ожиданий, а также вторичными эффектами от повышения регулируемых цен, ГСМ и НДС. Ключевой фактор неопределенности представляет растущее влияние финансирования экономики со стороны АО НИХ «Байтерек» (по заявлениям Правительства в объеме 8 трлн. тенге, что составляет 4,4% ВВП в 2026 году), которое может усилить инфляционное давление и частично нивелировать эффект предстоящей фискальной консолидации.
Прогноз роста экономики Казахстана на 2025 год улучшен до 6,0-6,5%, что отражает влияние опережающих темпов добычи нефти, а также ускорение инвестиционного и потребительского спроса в последние месяцы года, в том числе на фоне предстоящей реформы НДС в 2026 году. Прогноз на 2026 год был понижен до 3,5-4,5% вследствие высокой базы 2025 года, а также сдерживающего влияния налогово-бюджетной реформы и бюджетной консолидации на внутренний спрос. В 2027 году рост экономики ожидается в диапазоне 4,0-5,0%. Рост будет обеспечен продолжением расширения инвестиционной активности, умеренным потребительским спросом и увеличением добычи нефти.
Устойчивый внутренний спрос на фоне снижения реальных доходов и увеличения импорта повышает значимость координации бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики. В этой связи Правительством, Национальным Банком и Агентством реализуется Программа совместных действий по макроэкономической стабилизации и повышению благосостояния на 2026-2028 годы (далее – Программа). Программа направлена на устранение дисбалансов между спросом и предложением, повышение эффективности бюджетных расходов, реализацию мер микро - макропруденциального регулирования, рост реальных доходов граждан и формирование условий для устойчивого экономического роста за счет снижения и стабилизации инфляции.
С учетом умеренно-жесткого характера текущих денежно-кредитных условий, ожидаемого вклада Программы и мер по охлаждению спроса в потребительском кредитовании, решение Комитета направлено на формирование устойчивой дезинфляционной траектории.
Национальный Банк продолжит оценивать темпы замедления инфляции, реакцию внутреннего спроса, а также эффективность реализации совместных мер, предусмотренных Программой и Комплексом мер по контролю и снижению инфляции.
В настоящее время Национальный Банк не видит пространства для снижения ставки до конца первого полугодия 2026 года, принимая во внимание высокие инфляционные ожидания, динамику базовой инфляции и отложенное влияние тарифных и налоговых реформ. В случае отсутствия убедительных признаков формирования устойчивого тренда на замедление инфляции не исключается возможность ужесточения денежно-кредитных условий.
Более полная информация о факторах принятого решения и прогнозах будет представлена в Докладе о денежно-кредитной политике на официальном интернет-ресурсе Национального Банка 3 декабря 2025 года. Очередное плановое решение Комитета по денежно-кредитной политике Национального Банка Республики Казахстан по базовой ставке будет объявлено 23 января 2026 года в 12:00 по времени Астаны.