Впервые на национальном уровне утверждены единые сроки эксплуатации автомобильных дорог и элементов дорожной инфраструктуры республиканского и международного значения, которые применяются после строительства, реконструкции и всех видов ремонта, передает Astana TV со ссылкой на Министерство транспорта РК.
Документ разработан «Казахстанским дорожным научно-исследовательским институтом» («КаздорНИИ») и утвержден Комитетом автомобильных дорог Министерства транспорта Республики Казахстан.
Как отметили в «КаздорНИИ», ранее в отрасли отсутствовали единые обязательные требования к срокам службы и гарантиям. Как правило, они носили рекомендательный характер, указывались в отдельных контрактах или формулировались как «не менее». Это допускало неоднозначную трактовку обязательств подрядчиков и усложняло долгосрочное планирование содержания дорог.
Новый документ вводит фиксированные и обязательные гарантийные сроки. К примеру, после строительства, реконструкции и капитального ремонта они составляют от 4 до 8 лет, а при среднем ремонте от 3 до 6 лет, в зависимости от категории дороги и интенсивности движения. Все значения закреплены нормативно и подлежат обязательному применению.
Межремонтные сроки определяются отдельно и отражают расчетный период службы дорожной конструкции до необходимости следующего капитального вмешательства. Они напрямую увязаны с применяемыми технологиями и качеством материалов. Так, для цементобетонных покрытий автомобильных дорог межремонтный срок установлен 25 лет, а для дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием 16 лет. При использовании современных технологий и модифицированных материалов срок эксплуатации может быть дополнительно увеличен.
По завершении гарантийного периода проводится комиссионное обследование выполненных работ. Оно предусматривает комплексную проверку фактического состояния дороги на соответствие установленным нормативам. Порядок работы комиссии, ее состав и критерии оценки регламентированы, а результаты обследования служат основанием для принятия решений о дальнейшем допуске объекта к эксплуатации и ответственности подрядных организаций, – рассказали в Минтрансе.
Отмечается, что при разработке документа нормы согласовали с Национальной палатой предпринимателей, профильными ассоциациями автодорожной отрасли, дорожно-строительными компаниями, а также соответствующими государственными органами и национальными компаниями.
Это позволило обеспечить баланс интересов государства, бизнеса и отраслевых участников. Фиксированные и длительные сроки меняют экономику дорожных проектов, поскольку подрядчики становятся напрямую заинтересованы в качестве, технологичности и долговечности выполняемых работ, – уверены в министерстве транспорта.