Новый закон позволяет вести бизнес руководителям госпредприятий и учреждений (например, школ, больниц), субъектов квазигоссектора, работникам госкорпорации «Правительство для граждан», но с ограничениями. В Центре по борьбе с дезинформацией пояснили, что трактовка с утверждением, что в Казахстане якобы полностью «отменили запрет на предпринимательство для госслужащих», искажает смысл принятого закона, передает Astana TV.
Эксперты Центра разъяснили: Президент РК Касым-Жомарт Токаев подписал Закон, разработанный во исполнение решений Конституционного суда. Его цель - привести законодательство в соответствие с Конституцией, сохранить антикоррупционные ограничения и одновременно устранить избыточные запреты в государственном и квазигосударственном секторе, не связанные с реальными рисками злоупотреблений .
Речь не идет об отмене запрета на совмещение государственной службы с занятием бизнесом для государственных служащих. Эти ограничения для госслужащих сохраняются в полном объёме.
Изменения касаются приравненных к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций. Согласно подпункту 4) статьи 1 Закона «О противодействии коррупции» – это руководители и заместители руководителей государственных предприятий и учреждений (например, школ, больниц), субъектов квазигосударственного сектора, работники госкорпорации «Правительство для граждан», а также лица, осуществляющие технический и авторский надзор на автомобильных дорогах, – уточнили в Центре.
Закон прямо закрепляет случаи, когда указанные лица не вправе заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью:
– если она препятствует исполнению должностных обязанностей;
– если используется служебное имущество;
– при наличии конфликта интересов.
Кроме того, Конституционный суд указал, что запрет на предпринимательство, должен быть дифференцированным и зависеть от характера должностных обязанностей.
В связи с чем, из числа лиц, приравненных к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, запрет на занятие предпринимательской деятельностью сохраняется за:
- членами территориальных избирательных комиссий, осуществляющими полномочия на постоянной основе (так как такой запрет закреплен в вышестоящем акте – Конституционном законе «О выборах»);
- служащими Национального Банка, Агентства по регулированию и развитию финансового рынка, АО «Авиационная администрация Казахстана» (поскольку указанные служащие осуществляют контрольно-надзорные функции);
- лицами, осуществляющими управленческие функции в национальных холдингах и национальных компаниях, национальных и региональных институтах развития, их дочерних организациях (ввиду стратегической направленности деятельности таких компаний).
Как и раньше, вправе заниматься любой не запрещенной законом предпринимательской деятельностью работники среднего звена, рядовые работники вышеуказанных государственных организаций и субъектов квазигосударственного сектора, так как они не относятся к понятию «лицо, приравненное к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций».
Предусмотренное Законом право лиц, приравненных к лицам, уполномоченным на выполнение госфункций, на осуществление предпринимательской деятельности не означает свободу занятия бизнесом без ограничений.
Данные лица по-прежнему относятся к субъектам коррупционных правонарушений, то есть будут привлечены к уголовной или административной ответственности в случае совершения коррупционных правонарушений. На них распространяются финансовый контроль, требования по предотвращению конфликта интересов, запрет на работу в непосредственной подчиненности с родственниками в одной государственной организации или субъекте квазигосударственного сектора.
Закон не ослабляет антикоррупционные механизмы, а делает их более точными и юридически выверенными. Он не отменяет контроль, а устраняет избыточные запреты, которые не были связаны с защитой публичных интересов, – подчеркнули специалисты Центра по борьбе с дезинформацией.