$541.34 €640.73 ₽6.53
×

Опубликовано интервью Главы государства пакистанскому изданию The News International

Катерина
Катерина Брынюк
Редактор Astana TV
05.02.2026г. в 15:05
Опубликовано интервью Главы государства пакистанскому изданию The News International
Фото The News International

Политика Трампа, Авраамские соглашения, отношения Казахстана и Пакистана, а также Конституционная реформа стали главными темами беседы 

Президент Казахстана в эксклюзивном интервью для The News International рассказал о готовности принять участие в развитии коридора «Казахстан – Туркменистан – Афганистан – Пакистан», пояснил, какие выгоды получит Казахстан от присоединения в Авраамским соглашениям, а также высказался по некоторым вопросам международной политики, включая Совет мира и ситуацию вокруг Гренландии, передает Astana TV.

Автор интервью Азаз Сайед представил своим читателям Касым-Жомарта Токаева как одного из "архитекторов современного Казахстана", известного своей концепцией “Слышащего государства”. Журналист также отметил, что среди республик Центральной Азии Казахстан выделяется как одно из самых влиятельных и стратегически значимых государств, а его президент – "редкий полиглот, свободно владеющий китайским, русским, английским, французским и несколькими другими языками, что отражает его долгую дипломатическую карьеру и мировоззрение".

Вопрос: Как вы оцениваете отношения между Пакистаном и Казахстаном, особенно с точки зрения ожиданий, реалий и перспектив торгового и инвестиционного сотрудничества? 
К.Токаев: Казахстан рассматривает Пакистан как дружественную страну и стратегического партнера, заслужившего уважение в международном сообществе. С момента установления дипломатических отношений в 1992 году наши две страны сотрудничали по многим вопросам и проектам, представляющим взаимный интерес. Мы поддерживаем тесное и продуктивное взаимодействие с ключевыми международными организациями, включая ШОС, ОИС и СВМДА, внося свой вклад в укрепление глобального мира, стабильности и устойчивого развития.
Мой первый государственный визит в Пакистан был направлен на расширение нашего партнерства и открытие новой главы в наших отношениях. В ходе визита правительства и деловые круги подписали более 60 двусторонних документов, что придало мощный импульс двустороннему сотрудничеству. Приоритетными направлениями экономического сотрудничества являются транспорт и логистика, сельское хозяйство, промышленность и обрабатывающее производство, здравоохранение, образование и ряд других отраслей. Я вижу значительные возможности для компаний из наших двух стран в создании совместных предприятий и реализации взаимовыгодных проектов. Одним из наших ключевых приоритетов является значительное расширение двусторонней торговли.

Каково основное направление сотрудничества между Пакистаном и Казахстаном?
К.Токаев: Экономическое сотрудничество и региональные связи занимают центральное место в нашем партнерстве. Мы стремимся воплотить политическую волю в конкретные экономические результаты, в частности, путем расширения торговли, инвестиций и налаживания связей между людьми.

Вопрос: Взаимодействие стало основным направлением вашей совместной повестки дня. Насколько важен этот вопрос для Казахстана?
К.Токаев: Связь действительно стала главным вопросом нашей совместной повестки дня. В этом контексте Казахстан готов участвовать в развитии коридора Казахстан–Туркменистан–Афганистан–Пакистан, который мы считаем стратегически важным для региональной связи и доступа к рынкам Южной Азии. Я рад отметить, что Пакистан также продемонстрировал очень позитивный подход к тесной координации в этом стратегически важном проекте. Мы рассчитываем на активное и скоординированное участие всех заинтересованных сторон для обеспечения успешной реализации транзитных и транспортных инициатив.

Вопрос: Многие политики внимательно следят за развитием событий в Соединенных Штатах. Как вы оцениваете текущую ситуацию там, в частности внутреннюю политику президента США Дональда Трампа?
 К.Токаев: Президент Трамп - сильный и дальновидный лидер, который ставит национальные интересы своей страны на первое место. Это четко отражено в высоких экономических показателях экономики США, а также в проводимых в настоящее время преобразующих реформах, особенно в социальной сфере. Я убежденный сторонник того, что он делает акцент на политике, основанной на здравом смысле, и восстановлении закона и порядка. Аналогичным образом, в Казахстане мы проводим твердую политику в области правопорядка, чтобы сделать нашу страну сильнее в сегодняшних сложных глобальных условиях. На мой взгляд, все граждане должны соблюдать закон и уважать правоохранительные органы, избегая при этом любых препятствий.

В: Почему Казахстан решил присоединиться к соглашениям Абрахама?
 К.Токаев: Казахстан всегда был твердо привержен принципам мира, стабильности и международного диалога. Соглашения Абрахама, инициированные президентом Трампом, представляют собой по-настоящему перспективную инициативу. Присоединяясь к этим соглашениям, мы подтверждаем нашу веру в дипломатию как в наиболее разумный инструмент урегулирования разногласий и укрепления долгосрочной региональной и глобальной стабильности.
Казахстан поддерживает прекрасные отношения с Израилем, в то же время последовательно поддерживая палестинский народ и выступая за создание двух государств. С точки зрения национальных интересов, присоединение к соглашениям Абрахама закладывает прочную основу для привлечения инвестиций, передовых технологий и ощутимых экономических выгод. Я также надеюсь, что присоединение Казахстана будет способствовать расширению арабо–еврейского сближения в рамках более широкого мусульманско–иудейского диалога.

Вопрос: Вместе с премьер-министром Шехбазом Шарифом Вы подписали в Давосе соглашение об учреждении Совета мира. Некоторые рассматривают это как попытку создать альтернативу Организации Объединенных Наций. Какова ваша оценка?
К.Токаев: Совет мира - это своевременная и актуальная инициатива, призванная обеспечить быстрые и эффективные результаты. Сам президент Трамп подчеркнул во время церемонии подписания, что Совет мира призван дополнять, а не заменять усилия ООН, которая в настоящее время сталкивается с институциональными трудностями. Особенно важно, что эта инициатива реализует резолюцию 2803 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, в которой признается, что мир должен основываться как на международной законности, так и на эффективном руководстве. Я уверен, что Совет мира внесет весомый вклад в укрепление глобального мира и стабильности с помощью гибких и прагматичных механизмов урегулирования конфликтов.

Вопрос: Верите ли вы, что у долгосрочного и устойчивого мирного плана для Газы есть будущее?
К.Токаев: План, представленный Специальным посланником Стивом Уиткоффом и Джаредом Кушнером, оказался хорошо структурированным и амбициозным, но в то же время реалистичным. В некоторых аспектах он напоминает проект, ориентированный на развитие, направленный на создание устойчивых основ для мира и процветания. Однако без подлинной политической воли к продвижению к решению о создании двух государств ни один план не может быть по-настоящему жизнеспособным. Это остается единственной жизнеспособной основой для разрыва повторяющегося цикла насилия и нестабильности.

Вопрос: Война между Россией и Украиной приобрела затяжной характер. Видите ли вы себя в качестве потенциального посредника?
К.Токаев:Ситуация чрезвычайно сложная, и ключевым вопросом остается территориальный характер. Казахстан последовательно выступает за исключительно политическое и дипломатическое урегулирование конфликта. На наш взгляд, путь к миру лежит через переговоры между противоборствующими сторонами. Хотя Казахстан не стремится к посреднической роли, мы готовы предложить свои добрые услуги, включая предоставление нейтральной площадки для переговоров, если такая возможность представится.


Вопрос: Как опытный дипломат, считаете ли вы возможным военный захват Гренландии? Какой сценарий вы считаете реалистичным?
К.Токаев: Я бы подошел к этому вопросу несколько иначе. В международной практике есть много аналогичных случаев, когда страны заключают соглашения о долгосрочной аренде определенных территорий или стратегической инфраструктуры, часто для достижения общих, взаимовыгодных целей. Любое решение подобного рода должно рассматриваться строго в рамках международного права, включая уважение государственного суверенитета и принципов, закрепленных в Уставе ООН.
В качестве практического варианта предлагается, чтобы США и Дания рассмотрели соглашение об аренде Гренландии сроком на 120 лет. В соответствии с этим соглашением Гренландия юридически оставалась бы частью Дании, что означает, что суверенитет Дании не был бы нарушен, в то время как практические договоренности могли бы служить общим стратегическим интересам. В конечном счете, я надеюсь, что благодаря диалогу, ответственному управлению государством и соблюдению норм международного права стороны придут к взаимоприемлемому и прагматичному соглашению.

Вопрос: В настоящее время Казахстан обсуждает важные конституционные поправки. В чем суть этих изменений?
 К.Токаев: Наша страна переживает один из самых значительных процессов политических преобразований в своей истории, гарантирующий справедливое распределение прогресса по всему обществу. Мы предприняли усилия по государственному строительству, чтобы модернизировать Казахстан и сделать его более справедливым.
Казахстан перешел от суперпрезидентской системы к президентской республике с усиленной системой сдержек и противовесов, основанной на сильном президенте, влиятельном парламенте и подотчетном правительстве. Сейчас мы вступаем в новую фазу политической модернизации. Основные изменения включают создание однопалатного парламента, Национального совета и введение должности вице-президента. Права и свободы человека провозглашены высшим приоритетом нации, а единство, межэтническое согласие и межконфессиональное сосуществование составляют основу нашей государственности.

Вопрос: Какой путь развития выбрал Казахстан на будущее?
К.Токаев: Мы стремимся построить справедливый, безопасный, чистый и прогрессивный Казахстан, где преобладают принципы закона и порядка и сохраняется социальная гармония. Сегодня Казахстан остается крупнейшей экономикой в Центральной Азии. Мы зафиксировали значительный экономический рост: ВВП превысил 300 миллиардов долларов, а доход на душу населения достиг исторического максимума.
Наша инвестиционная политика направлена на поддержание стабильной, прозрачной и предсказуемой бизнес-среды. В то же время мы стремимся превратить Казахстан в полностью цифровое государство, используя искусственный интеллект и передовые технологии. Мы также стремимся позиционировать Казахстан как ключевой транзитный узел в Евразии и проводим масштабную модернизацию нашего энергетического сектора в тесном партнерстве с иностранными инвесторами. В совокупности это отражает выбранный нами путь развития: диверсифицированная, технологичная и конкурентоспособная на мировом рынке экономика, направленная на повышение качества жизни наших людей.