Вторая волна приватизации изначально тоже рассматривалась, как дополнительный источник дохода. Но прошлогодний процесс активным не назовешь. Поэтому и список лотов расширили, и некоторые ограничения убрали. Тем не менее, по отдельным объектам вопросы все еще остаются. Так, нефтеперерабатывающие заводы, похоже, будут уходить в конкурентную среду не сразу. По крайней мере, по двум из них – Атыраускому и Павлодарскому – не всё так однозначно. Отдельно стоит остановиться на инвесторских возможностях. Например, казахстанские бизнесмены хотят прикупить некоторые привлекательные лоты, но денег не хватает. Поэтому и просят рассмотреть возможность продажи в рассрочку. Предложение сделали через «Атамекен». Посмотрим, что ответит правительство.
Тотальная приватизация. Вторая волна. Активность наметилась в 2015-ом. Для еще бОльшей мотивации правила смягчили. И очень существенно. Объекты поделили на приоритетные и не очень. Самые интересные лоты продает крупнейший государственный фонд «Самрук-Казына». Всего – 180. Правда, продадут не все. 59 компаний ликвидируют, 15 реорганизуют. Еще 44 из списка приоритетной очереди. И тут, действительно, есть что купить, с точки зрения инвестора.
Умирзак Шукеев, председатель правления АО «ФНБ «Самрук-Казына»:
У нас есть 44 крупных объекта, основные объекты касаются так называемого даун-стрима в КазМунайГазе – это переработка и маркетинг, это нефтеперерабатывающие заводы, плюс розничная сеть заправки.
Но, похоже, в самом «КазМунайГазе» в части продажи своих стратегических активов придерживаются несколько иного подхода. Так, неделю назад, во время своей поездки в Атырау, глава КМГ заявил журналистам, вопрос по приватизации старейшего в стране нефтеперерабатывающего завода еще не решен. И вообще, государству, в лице КМГ, стоило бы сохранить хорошую долю участия в АНПЗ.
Сауат Мынбаев, председатель правления АО «КазмунайГаз»:
Приобретение этого завода,е сли оно в конечном итоге будет, предполагает вообще-то что потенциальный инвестор возьмет на себя обслуживание этих 3-х миллиардов долгов. Я не думаю, и повторяю решения об этом. Более того, я полагаю, что национальная компания в пакете не знаю, может быть 49% , полагаю, должна остаться.
В Казахстане всего 3 завода: в Атырау, Шымкенте и Павлодаре. Кстати, по поводу приватизации последнего свои доводы на неделе высказал аким Павлодарской области. Канат Бозумбаев считает, что вначале необходимо завершить модернизацию НПЗ, и уже после думать о его продаже.
Канат Бозумбаев, аким Павлодарской области:
Еще хочу сказать, что окончательного решения по приватизации НПЗ не принято: все будет зависеть от скажем так ковенант финасового состояния КазМунайГаза, как владельца конечного бенефициара Павлодарского нефтепрерабатывающего завода и я насколько знаю еще окончательного решения по этому поводу нет. По-хорошему было бы правильно закончить модернизацию, потом уже разговаривать о приватизации.
Надо сказать, что вторая волна передачи государственного имущества в конкурентный рынок как будто разделила чиновников и бизнесменов. И у каждого своя правда: одни не хотят отдавать прибыльные предприятия с большим экономическим потенциалом, вторые вроде и купить хотят, но денег нет. Об этом уже не в первый раз говорят в национальной палате предпринимателей. И даже предлагают выход в виде рассрочки.
Тимур Кулибаев, председатель правления НПП «Атамекен»:
Я предлагаю совместно с бизнес - сообществом посмотреть то, что может быть предано в бизнес - среду, необходимо совместно с акиматом отработать этот перечень. И та часть коммунальной собственности, которой нет необходимости в руках города, необходимо передать в бизнес-среду. При этом я думаю, что могут, задействованы механизмы доверительного управления, и передачи активов в рассрочку. Почему это важно? Потому что опять-таки сегодня БВУ не имеют большой возможности финансировать крупные сделки, в первую очередь, приватизации.
Речь идет конкретно о городе Алматы, но, по сути, это общий сигнал от бизнеса - государству. Справедливости ради надо сказать, что сотни предприятий, выставленных на продажу, заманчивыми лотами не назовешь. По статистике акима Алматы из 30 объектов прибыльны всего 10.
Бауыржан Байбек, аким г. Алматы:
Мы сегодня завершаем аудит, анализ этих предприятий, к сожалению, из большинства наших 30 предприятий только 10 сейчас за полгода выведены на прибыльность, остальные убыточные или по нулям сходятся. Уверен, что приватизация она даст возможность не только пополнение бюджета, но в целом это новое качество управления, менеджмента, современные технологии.
Тем временем, эксперты не разделяют оптимизма чиновников по поводу дополнительных доходов в бюджет. На взгляд некоторых, акция в бОльшей степени призвана разгрузить госкомпании, а не пополнить казну.
Айдархан Кусаинов, экономист (запись от 21.11.2015 г):
Понятно, что сама приватизация никого не спасет, потому что бюджетные доходы будут не очень большие. И они будут не бюджетные, а перейдут в Нацкомпании. Это не доходы бюджета, доходы Нацкомпании. Приватизация насколько я понимаю, сейчас рассматривается не с точки зрения каких-то дополнительных денег или спасения экономики, приватизация с точки зрения оптимизации работ национальных компаний.
По статистике министерства финансов, на
15 января 2016 года количество государственных организаций, включая
квазигосударственный сектор, подлежащих приватизации составляет 25 893.
Балансовая их стоимость – 9 триллионов тенге. За два года приватизации
продан 241 лот. Ликвидировано 399, реорганизовано 217, а новых зарегистрировано
708. Что касается потенциальных покупателей, то о своем интересе заявили
китайские инвесторы. У них с деньгами проблем нет. А для казахстанских
бизнесменов, скорее всего, введут рассрочку, о которой просит «Атамекен».
Кстати, о большой распродаже задумались и в соседней России. Поэтому, вполне
возможно, что за иностранного покупателя придется конкурировать с
партнером по ЕАЭС.