Транспортный
отдел Шымкента требует у компаний-перевозчиков возврата GPS-навигаторов,
купленных за счёт государства. Причиной
такого решения стал - отказ «автобусников» от услуг центральной диспетчерской
службы, доля которой принадлежит
акимату. Более 600 автобусов с этого года заключили договор о диспетчерском
сопровождении с частной компанией. Её услуги оказались в разы дешевле, чем в
ЦДС, пояснили в ассоциации «Юж-автотранс». Репортаж Бахрамбека Талибжанова.
Крикливые
кондукторы, зазывающие пассажиров, антисанитария в автобусах и маршрутках,
лихачество водителей. Жалобы шымкентцев на общественный транспорт все те же.
Транспортные рейды чиновников в октябре прошлого года, похоже, оказались
малоэффективными.
Сегодня
так ездили. Я пока доехала до нужного места, я психически, эмоционально я вся
вывелась. Как дрова! Я говорю: «Что ты дрова везешь что ли?!»
Мне
не нравится, что там пыльно, полы не убраны, пыльные. Они делают обгон, гонки
между собой устраивают. Вот это не нравится. Еще бы вот запретить, чтобы не
курили водители. Потому, что я «сердечница» мне дышать тяжело, а они курят во
время движения.
Очень
старые автобусы. 103-й маршрут, например. И еще надо бы убрать маршрутки и заменить
их хорошими автобусами.
Перевозчики
живут в своей реальности. Их больше волнуют не комфорт и безопасность пассажиров,
а дела финансовые. Речь идет о диспетчерском сопровождении. 60 процентов
общественного транспорта, а это около 650 автобусов, с нового года отказались
от услуг центральной диспетчерской службы. Нашли частную компанию, которая
будет выполнять те же функции, что и ЦДС. Но намного дешевле. Посредством
GPS-навигации будет контролировать перемещение автобусов, разрабатывать
расписание и схему движения маршрутов.
Дархан
Каюпов, председатель ассоциации «Южавтотранс»:
Если
мы сегодня платим на каждый график в среднем около 4-5 тысяч, а здесь мы платим
этой организации всего тысячу тенге. Есть разница? Да, есть! Мы, каждый сейчас
руководитель предприятий считает свои деньги. А почему мы должны содержать 34
человека? Почему я должен платить лишний раз.
Сегодня
центральная диспетчерская служба почти наполовину принадлежит акимату. Доля
государства - 49 процентов. Чиновники были возмущены, узнав, что большая часть
перевозчиков расторгает договор с их компанией. Ведь в 2013 году акимат закупил
на бюджетные деньги GPS-навигаторы и оборудовал ими городские автобусы. Потратили
на это более 10 миллионов тенге.
Куатжан
Жуматаев, руководитель отдела автомобильных дорог и пассажирского транспорта г.
Шымкент:
Мы
сейчас, естественно те компании, которые ушли в другую компанию по услугам
диспетчерского сопровождения, и в свое время которым было выдано из бюджета им
вот эти GPS, вот их мы просим обратно вернуть. Потому что, если эта компания
обеспечивает его структуру пусть он сам и покупает.
Бахрамбек
Талибжанов, корреспондент:
В
акимате опасаются, что после смены диспетчерской фирмы перевозчики начнут предоставлять в отдел
транспорта недостоверные отчеты о
работе. Если подобные факты все же выявят, то с недобросовестными
компаниями договор расторгнут. В ноябре прошлого года 2 частные фирмы уже покинули рынок пассажирских перевозок.
Б.
ТАЛИБЖАНОВ