Демпинг
в госзакупках, компании-пустышки, лицензии на строительство - это далеко не все
коррупционные риски в строительной индустрии Казахстана, - рассказали нашему
каналу в палате предпринимателей
«Атамекен». Там подсчитали, что сегодня на рынке существует больше тысячи
организаций без опыта работы, собственных строителей и техники. Но при этом они
имеют разрешение на возведение зданий. Такую компанию можно приобрести любому
человеку, объявления публикуются в интернете. Эту тему изучил Адиль Онербаев. Сейчас
он с нами на связи. Адиль, за какую
сумму можно стать владельцем
стройкомпании?
Адиль
Онербаев, корреспондент:
Для
этого нужно иметь достаточный финансовый капитал. 3 млн тенге. За эту сумму
можно купить строительную компанию с лицензией второй категории. Более
серьезная организация с разрешением первой категории обойдется дороже - 35
тысяч долларов, - рассказали нам в палате предпринимателей.
Лицензии
выдают в государственном архитектурно-строительном контроле - ГАСКах, которые
находятся в ведении акиматов. Конкретных правил и критериев для кандидатов нет,
уточнили в палате предпринимателей. Учитывается, пожалуй, только наличие в
компании хотя бы одного аттестованного специалиста, но и тут есть свои правила
игры.
Аспена
Досматанова, директор Департамента строительства НПП «Атамекен»:
Они
подают документы на получение лицензии, и обладает только один специалист,
который уже на пенсии. Он номинально числится в этой компании, потом когда
компания лицензию получила, он этот пенсионер сидит у себя дома. А сотрудники,
которые активные и не имеют соответствующего аттестата, осуществляют ту или
иную строительную или проектную деятельность.
Адиль,
удается ли таким компаниям выигрывать тендеры в госзакупках? Что об этом
рассказали в палате предпринимателей?
Адиль
Онербаев, корреспондент:
Для
победы в тендерах подобные стройкомпании, как правило, устраивают демпинг. Понижение стоимости практически
гарантирует победу в тендере. Еще одна проблема - надзор, - отмечают в палате
предпринимателей. Что касается демпинга, то, порой, доходит до абсурда. К
примеру, в Кызылординской области в 2016 году
одна из компаний предлагала вести технический надзор за строительством
дороги за 1 тиын. О качестве такого
надзора говорить, конечно, не приходиться.
Спасибо,
Адиль. На связи со студией был наш корреспондент Адиль Онербаев. Подробнее о
теневой стороне строительного рынка он расскажет в это воскресение в «Избранном за неделю».
А. ОНЕРБАЕВ