Это становится уже правилом, когда после резонанса в СМИ по той или иной теме, ответственные чиновники начинают реагировать и принимать меры. В этот раз так получилось с обеспечением лекарствами в рамках гарантированной медицинской помощи. И данный вопрос возникает не в первый раз. В свое время на перманентно возникающую проблему обращал внимание глава государства. В этот раз возмущение выразили родители уральских детей, которые несколько месяцев были без инсулина. Сейчас в регионе работает спецкомиссия Минздрава. Выяснилось, что врачи формально выписывали рецепты, а на самом деле больные не получали бесплатные лекарства. Сегодня в Западном Казахстане проживают 75 детей, страдающих сахарным диабетом. С нехваткой препаратов столкнулись больные и других регионов, страдающих онкозаболеваниями. Среди них жительница Усть — Каменогорска Нина Самойлова. Татьяна Рудаметова продолжит.
Перед каждым приёмом пищи 5 летнему Алихану необходимо проверять уровень сахара в крови. Обязательная процедура позволяет точно рассчитать дозы инсулина. Сахарный диабет 1 типа мальчику диагностировали полтора года назад, рассказывает его мама Гузаль Мухамедкалиева. Сейчас они стоят в очереди на получение помпы.
Гузаль Мухамедкалиева жительница г. Уральск:
Надо колоть в день 8-10 раз. Бывает переколю, он подвигается и падает. Бывает и гипер и гипо. Трудно баланс установить. Все лекарства если покупать-около 150 тысяч тенге выходит. Пособие 29 тысяч по уходу за ребёнком я получаю и 39 за то, что ребёнок инвалид.
В Западно-Казахстанской области 75 детей, страдающих сахарным диабетом первого типа. Жизненно важные лекарства маленькие пациенты не получали в течение 3-4 месяцев, рассказали «Избранному» их родители. Чтобы выяснить причину перебоев поставок, в начале недели родители пришли в областное управление здравоохранения.
Валентина Лиманская жительница г. Уральск:
Наши дети остались без инсулина. Без расходных материалов к инсулиновым помпам, без тест - полосок. Хотя в облздраве говорят, что- то всё в пути, то в аптеке. Мы ринулись в аптеку- там говорят ничего не поступило, ничего не ждите. Это всё чревато тем, что через несколько дней дети будут поступать в реанимации в коме.
На удивление родителей, после резонанса в СМИ, проблема решилась через несколько дней. Специалисты профильного ведомства признали, что новая система по поставкам в регион внедряется с большим трудом. Если раньше каждое управление здравоохранения закупало лекарства самостоятельно, то с этого года закупки на весь Казахстан проводит единый дистрибьютор. В СК-Фармация заявили, что проблемы с поставкой медикаментов связаны с поздним принятием подзаконных актов и тендеров. Тем не менее, сейчас в области уже есть необходимый объём лекарств для больных диабетом.
Канат Тосекбаев руководитель управления здравоохранения по ЗКО:
Дополнительно сейчас заключаем контракт с нашим монополистом АО «Талап», который будет заниматься реализацией препарата. Со 2 апреля с понедельника- при том условии, если они полностью сдадут документы, то будет заключён контракт, и реализация всех лекарственных препаратов будут ими производиться в том же объёме, как и раньше.
Между тем, число больных сахарным диабетом в стране ежегодно растёт. По данным министерства здравоохранения, если в 2006 году на учёте состояло 151 тысяча человек, в 2013 году -225 тысяч человек. То в 2017 году уже более 300 тысяч человек.
Дефицит препаратов в Западно-Казахстанской области возник не только для диабетиков, но и других больных со сложными заболеваниями, говорит глава местного облздрава Канат Тосекбаев. Всего в области 96 тысяч больных получают бесплатные лекарства.
Канат Тосекбаев руководитель управления здравоохранения по ЗКО:
У нас также есть проблема онкологический капицетабин, закуп осуществлён, ожидаем поставку. У нас препарат для больных эпилепсией топомакс, карбомазепин, проблема у больных с язвенным колитом- нет препарата. У нас проблема для пациентов по пересадке органов. Мы решаем проблему, создаём комиссии, делаем запрос.
Что касается возникшего дефицита инсулина, то сейчас этот вопрос изучает специальная комиссия Минздрава, прибывшая в регион. Стало известно, что количество выданных больным бесплатных лекарств по документам не совпадает с реальными цифрами. В течение двух недель мониторинговые группы обзванивали пациентов и проводили подворовой обход. В итоге установили, что только 86% пациентов получали препараты в полном объёме.
Людмила Бюрабекова председатель комитета фармации МЗ РК:
Есть и такие случаи, когда по базе данных пациенту выписаны препараты, отметка стоит, что он его получил, а на самом деле он его не получил. Поэтому мы приняли решение- что в плановом порядке мы будем объезжать все регионы с перекрёстными проверками. И мы по договорённости с акимом ЗКО в первую очередь посетили вашу область.
Следующая на очереди Восточно-Казахстанская область. Здесь такие же проблемы с обеспечением лекарств. У жительницы Усть-Каменогорска Нины Самойловой 4-я стадия рака. Ей осталось жить от силы несколько недель. Женщину мучают страшные боли, для снятия которых нужен морфин. Но, достать его вне стационара просто невозможно.
Нина Самойлова- жительница г. Усть-Каменогорск:
У меня боли сильные, я еле терплю, ночью я не сплю, по сути мне нужен морфин. Я и есть многие как я, которые готовы приобрести за свои деньги, я согласная, но нам не продают, нас оставили на произвол судьбы, а чем мы это заслужили, я понять не могу.
В Восточно-Казахстанской области затянувшиеся тендеры оставили без лекарств 150 тысяч больных. В морфине нуждаются 173 человека. И вот только на днях 300 ампул морфина начали выдавать онкобольным по бесплатным рецептам. Еще около 5000 ампул тромадола получат до объявления итогов тендера.
Марат Шоранов- руководитель управления здравоохранения по ВКО:
Список лекарств состоит 401 наименование, из которых на сегодня закуплено 339 или 85%. Нет заявленных поставщиков ввиду низкой предельной цены, которая устанавливается министерством здравоохранения.
Татьяна Рудаметова, корреспондент:
Проверка спецкомиссии продолжается. Граждан просят сообщать об отсутствии бесплатных препаратов. Специалисты намерены выяснить, в каких регионах формально выписывали рецепты и сколько больных на самом деле получили жизненно важные медикаменты в срок. К этой проверке комиссия намерена подключить и прокуратуру.
Татьяна
РУДАМЕТОВА, Ирина ЯКУНИНА, Руслан ЛИ и Наурыз ХАЛИТОВ