$525.87 €614.37 ₽6.72
×

Международные эксперты предлагают передать все тюрьмы в ведение Минюста

AstanaTV
29.04.2018г. в 20:00
4234
Международные эксперты предлагают передать все тюрьмы в ведение Минюста

Ежегодно в Казахстане снижается тюремное население. Еще 25 лет назад их количество превышало 100 тысяч, а сейчас в местах лишения свободы отбывают наказание 35 тысяч человек. Больше половины трудоустроены. Некоторые даже запускают собственный бизнес внутри колонии. Легально. Нанимают сокамерников и выпускают различную продукцию, вплоть до детских игровых площадок. У каждого арестанта свой счет, куда поступает зарплата. При этом трудовой стаж не сгорает. Но, конечно, есть и обратная сторона медали, о чем недавно рассказали в генеральной прокуратуре. Так, фирмы, отвечающие за трудоустройство тех же сидельцев, замешаны в миллиардных хищениях бюджетных тенге. Есть на зоне и исключения в виде VIP заключенных, которым сотрудники колоний создают весьма комфортные условия. Свести подобные нарушения к минимуму можно за счет серьезной реформы, - полагают некоторые международные эксперты, предлагая передать колонии из МВД в ведение Минюста. Репортаж Адиля Онербаева. 

Промышленная часть зоны – это город мастеров. Их продукция по цене и качеству лучше тех товаров, что предлагают производители на «свободе». Тюремные умельцы могут делать абсолютно все: от детских игровых площадок и уличных фонарей, до стройматериалов и шитья военной формы.

Ринат Крыкпаев, осуждённый ОВ 156/20:

Сегодня мы работаем большой заказ делаем спец. одежда для спец контингента для всех учреждений ВКО. Сделали больше 2/3 заказа, осталось 1/3, в срок уложимся. ЗП получаем, падает на счет у каждого свой. Кто хочет, может в магазин сходить, отовариться, получить предметы питания, первой необходимости. Кто-то может перевести родным и близким свои денежные средства кто-то гасит иск.

В учреждении чрезвычайной безопасности ОВ 156/20 в Усть-Каменогорске осужденные отбывают наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления. Сейчас заключенные работают в две смены. В день отшивают 100 комплектов спец.одежды. В колонии также открыты мебельный цех и СТО. В других исправительных учреждениях области наладили выпуск шлакоблоков, малое токарное производство. Даже планировали готовить контейнеры для ТБО. Разработали макет, составили бизнес план и подали заявку на участие в тендере. Но, когда конкурсная комиссия узнала, что автор проекта отбывает наказание, победу отдали другому претенденту, заявив, что с заключенными государство работать не готово. Спустя некоторое время, все же удалось снять этот барьер. Поступил госзаказ. Правда, не так, как хотелось бы «бизнесменам» в неволе.

Ринат Крыкпаев, осуждённый ОВ 156/20:

Сейчас в проекте у нас обувь для спеца контингента изготавливать, ну здесь специалисты сидят, работают.

Сегодня в колонии проводят день открытых дверей не только для родственников, но и предпринимателей, чтобы нанять новых сотрудников, а может и поучиться ремеслу. 

Аскар Мязов, заместитель начальника по оперативно-режимной работе ОВ 156/20:

В настоящее время в учреждении содержится более 600 осужденных. Сегодня впервые решил провести день открытых дверей для осужденных и их родственников, чтобы смогли ознакомиться с условиями содержания осужденных, бытом досугом и жизнью.

По данным КУИС, сейчас в местах лишения свободы отбывают наказания порядка 29 тысяч казахстанцев, еще 6 тысяч человек находятся в следственных изоляторах. Из числа трудоспособных к различным видам деятельности привлечены 72,5% заключенных. А вот предпринимателей в неволе, по данным генеральной прокуратуры, насчитывается 57 заключенных, к которым на работу уже устроились 325 сокамерников.

Зарплаты заключенных, конечно, нельзя сравнить со средними доходами гражданских. Но и эти деньги могут помочь арестантам избавиться от долгов, говорят в КУИС.

Аглая Турланова, главный эксперт пресс-службы КУИС МВД РК:

Трудоспособные осужденные обеспечены оплачиваемой работой, что дает им возможность расплачиваться по различным искам, то есть ущербы, алименты, штрафы, оказывать помощь своим семьям. Средняя месячная зарплата осужденных варьируется от 20 до 30 тысяч тенге в месяц.

А тратит на них государство в два раза больше. Медикаменты, постельное белье, питание, вещи на одного заключенного государству обходятся почти в 73 тысячи тенге. Ежегодное содержание одного арестанта – 872 тысячи тенге. 

Международные эксперты уверены, что сумму содержания заключенных можно пересмотреть, а сэкономленные бюджетные средства следовало бы направить на ремонт или строительство новых колоний.

Азамат Шамбилов, региональный директор PRI международной тюремной реформы по Средней Азии:

Может, пришло время нам пересмотреть именно обмундирование именно сотрудников и осужденных, сделать более облегченные формы, которые будут намного дешевле, а также отказаться от единой формы осужденных. Нет необходимости в единую форму, которую мы должны приобретать ежегодно, каждый раз тратить деньги государственного бюджета. Может пришло время, чтобы осужденные надевали свою одежду, но в едином стиле.

Кстати, бюджетные деньги тратятся в колониях не всегда по назначению. В миллиардных хищениях в прошлом году уличили руководителей РГП «Енбек». Организация занимается трудоустройством осужденных.

Оксана Лоскутова, официальный представитель Генеральной прокуратуры РК:

При проверке соблюдения предприятием «Енбек» законодательства о государственных закупках прокурорами выявлены системные нарушение, факты злоупотребления должностными полномочиями и хищения бюджетных средств. Установлен ущерб государству на сумму свыше 3 млрд. тенге. По 32 фактам начаты досудебные расследования.

А сотрудники колоний пытаются зарабатывать на проносе запрещенных предметов. При проверке надзорные органы выявили факты поставок заключенным сотовых телефонов, религиозной литературы и даже наркотиков. А некоторым арестантам надзиратели тюрем устраивали настоящие VIP-апартаменты.

Кайрат Жакипбаев, начальник службы Генеральной прокуратуры РК:

Бытовая техника, где-то были ковры, какая-то мебель другая. Были определенные условия. По ним были вынесены представления, было вынесено представление министру.

Международные же эксперты отмечают, что назрела реформа в уголовно-исполнительной системе. Так, Азамат Шамбилов считает, что колонии надо передать в введение Минюста.

Азамат Шамбилов, региональный директор PRI международной тюремной реформы по Средней Азии:

Мы начали переговоры с рядом государственных органов. В принципе, высокопоставленные органы понимают, что есть основная проблема – подведомственность пенитенциарной системы, его зависимость. Мы должны дать КУИС возможность управлять тюрьмами, это должно быть, во-первых социально-ориентированные подходы. Тюремная система перейдет либо министерство юстиции, либо должно создаться отдельное ведомство.

При этом наш собеседник подчеркивает, что перед такими изменениями необходимо провести анализ существующих проблем. Ведь цель не в смене ведомства, а в эффективных изменениях. Последнее, по мнению эксперта, должно коснуться и социальной адаптации заключенных после освобождения. Только единицы находят свой путь на свободе, основная же часть возвращается за решетку за повторные преступления.

Адиль Онербаев, Бауыржан Жолдыбалин, Ирина Якунина и Руслан Ли, «Избранное за неделю».