Спорт Қазақстан
$449.58 €486.94 ₽4.86
×

Российские заводы перестали закупать казахстанское мясо: поставщики несут убытки

AstanaTV
23.09.2018г. в 20:00
3878
Российские заводы перестали закупать казахстанское мясо: поставщики несут убытки

Казахстанские фермеры уже подсчитывают убытки из-за предстоящего запрета на экспорт животноводческой продукции в Россию. Костанайские поставщики остались у разбитого корыта: российские заводы в последний момент отказались от сделок и перестали закупать мясо. В Москве заявляют, что пошли на одностороннее торговое эмбарго в целях безопасности. Якобы наше мясо завозят без документов, из-за чего проблематично определить происхождение товара. И это, как объяснили в "Россельхознадзоре", может привести к поставкам продукции из «санкционных стран». Наши отраслевые чиновники, надо полагать, все еще в Москве. На переговорах. Об их отъезде на неделе рассказал первый вице-министр сельского хозяйства Арман Евниев. Фермеры же, конечно, ждут положительного решения вопроса. Но сложа руки не сидят. Рассматривают другие экспортные направления. Есть и предприятия, которые поставляют продукцию в разные страны и уже не первый год. Очень перспективен китайский рынок. Но попасть туда сложно. К продуктам питания в Поднебесной жесткие требования: при обнаружении крови животных, товар сразу бракуют. Костанайский предприниматель Нурболат Куткожаев подсчитывает возможные убытки. Его компания поставляет в Россию 20 процентов экспортного мяса. В год продают 200 тонн тушей и свыше 300 голов скота. На этой неделе партнер, Оренбургский мясокомбинат, отменил предстоящую сделку. Причина в решении Россельхознадзора по запрету на казахстанскую животноводческую продукцию с 1 октября.

Нурболат Куткожаев, директор ТОО «Терра»

Оренбурский мясокомбинат, с которым мы работаем. На сегодняшний день мы должны были отгрузить 24 сентября партию животных. Но в связи с ограничением, введенными Россельхознадзором, они уже отказались от этой сделки. Для нас чревато понижением экспорта мяса.

Если Россия в одностороннем порядке введет запрет на ввоз животноводческой продукции, то казахстанские фермеры намерены искать другие рынки сбыта. Правда, поставки потребуют дополнительных транспортных расходов. В этом году Костанайская область экспортировала больше 300 тонн мяса. Некоторые фермеры уже заключили контракты на поставку продукции в Россию. Поэтому очень надеются на скорейшее разрешение вопроса.

Григорий Пархоменко, генеральный директор ТОО «BEESTREAM»

С РФ мы в любом случае поддерживаем экономические отношения и есть контракты, подписанные с покупателями на полуфабрикаты и на готовую продукцию. ТО есть, мы готовы были продавать тушенку и полуфабрикат. Объем примерно около 100 тонн в месяц. Мы надеемся все - таки, что наши планы могут осуществиться, несмотря ни на что. Поэтому мы не теряем надежды.

Недобрососедское торговое эмбарго, согласно информации Россельхознадзора, будет вводиться с целью исключить реэкспорт. В ведомстве пояснили, что на казахстанские мясо и молочку нет полных данных. Другими словами документы не всегда достоверны. Россельхознадзор провел анализ существующих рисков и отмечает следующее: учитывая отсутствие достоверных и полных данных о том, что животноводческая продукция производилась именно на территории РК, в случае поставок такой продукции в Россию вероятны случаи как реэкспорта «санкционных» для России товаров, так и ложного транзита по территории России. Ранее Казахстан согласовал график по запуску Единой автоматизированной системы управления АПК с российской системой ФГИС «Ветис». Но, Астана затягивает процесс, заявили в Москве. Вводимый запрет, как ожидается, ускорит его решение. Между тем, казахстанские чиновники недоумевают и пытаются разрешить спор как можно скорее.

Арман Евниев, первый вице-министр сельского хозяйства РК

Очевидно, что есть какое-то недоразумение. Все договорённости, необходимые процедуры нами соблюдаются. Поэтому могу заверить, что до конца недели этот вопрос будет разрешён.

При этом Евниев напомнил, что в стране стоит задача по увеличению производительности труда и экспорта в 2,5 раза. А потому животноводам стоит осваивать новые рынки сбыта. Как вариант – Китай и Узбекистан. Согласны с позицией МСХ и павлодарские предприниматели.

Ерлан Токтушаков – председатель СПК «Ертыс Агро»

Мы потеряли очень серьезные рынки, например, среднеазиатские рынки. Это такие, как наши исконные рынки: Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан. В этом году открывается снова рынок, вы, наверное, слышали. Такие рынки, как Иран, немножко для нас не совсем новый, но, тем не менее. Афганистан, Китай тот же – огромный рынок.

Переговоры с Поднебесной уже ведут в ТОО «Кублей». Мясоперерабатывающий комплекс Западного Казахстана производит свыше 100 наименований продукции.

Жанна Апиева, специалист отдела маркетинга ТОО «Кублей»

Продукция экспортируется сейчас в Россию, Кыргызстан, Туркменистан, Афганистан и Иран. На данный момент идут переговоры с Китаем. В Иран идет экспорт мяса, и с Китаем работаем по экспорту мяса, и в Россию мясо идет. А консервы идут в Таджикистан, Узбекистан.

Китайские импортеры предъявляют к товару высокие требования, говорят в карагандинской компании. Уже в октябре они планируют поставить в соседнюю страну первые партии козлятины и баранины. Чтобы мясо прошло двойной санитарный контроль, его подвергнут заморозке и отправят в спецконтейнерах.

Жанболат Жахауов, руководитель мясоперерабатывающего комплекса

Требование к пищевой продукции у них очень сильные. Все должно соответствовать евростандарту. Оборудование должно быть такое, чтобы не оставалась кровь животных. Мясо должно соответствовать их требованиям. Продукты питания они жестко проверяют.

Килограмм мяса в Китае закупают по 25-26 юаней. В переводе на тенге это около 1500 тенге. Пекин, говорит Жанболат Жахауов, готов принимать около 100 тысяч тонн мяса в год. Между тем, по данным МСХ, в этом году наши производители экспортировали всего 7500 тысяч тонн. Из них, основную долю в Россию. Возможным запретом, считает эксперт Александр Воробьев, соседи намерены повлиять на торговую политику Казахстана. Об этом сотрудник института Востоковедения РАН заявил «Вестнику Кавказа».

Алексей Воробьев – научный сотрудник Центра изучения Кавказа, Центральной Азии и Поволжья института Востоковедения РАН

Не исключено, что с решением вопроса российская сторона может связать какие-либо дополнительные условия, касающиеся, например, улучшения условий для поставок собственной животноводческой продукции в Казахстан, либо же большего предпочтения производителей из стран ЕАЭС, а также государств, не поддерживающих санкции в отношении Москвы.

Возможно, на следующей неделе специалисты казахстанского Минсельхоза расскажут о промежуточных итогах переговоров с россиянами. «Россельхознадзор» со своей стороны готов лишь отсрочить запрет на ввоз казахстанской продукции еще на месяц. До 1 ноября. Поэтому времени, можно сказать, что и не осталось.