Североказахстанцы бьются за единственную дорогу, соединяющую 7 населенных пунктов с районным центром. Жители села Ильинка жалуются, что таких разбитых дорог не видели последние 70 лет. Местные же власти потратили на ремонт трассы «Мектеп-Лесхоз» сотни миллионов тенге, но дорога республиканского значения не выдержала и пары месяцев. Транспортные инспекторы винят во всем большегрузы, не соблюдающие норм. Чтобы не делать лишних рейсов, фуры выезжают с перевесом, говорят они. но и в этих случаях не удается привлечь их к ответственности: почти все наемные водители оставляют КАМАЗы на обочине и скрываются. Как выяснилось, разбитые дороги и большегрузы еще полбеды: серьезную угрозу представляют карьеры, откуда и везут щебень. Якобы в здешних месторождениях завышенная радиация. Дорога в Есильском районе – настоящее испытание для водителей. Не успел вовремя притормозить – угодил в яму. В дорожных бедах люди винят щебневый карьер, который открыли 8 лет назад в Есильском районе. Недалеко от села Мектеп. Именно здесь, по словам жителей, круглые сутки проезжают десятки многотонных грузовиков, доверху нагруженные стройматериалом. Не взирая на нормы и запреты. Трасса «Мектеп – Лесхоз» соединяет целых 7 сел, где проживают несколько тысяч человек. Дорога, ежедневно разрушаемая большегрузами, для них единственная связь с райцентром.
Иван Плотников, житель с.Ильинка, СКО :
Дорога в худшем состоянии. За 70 лет не было такой дороги…Вчера даже машина на боку с прицепом щебня перекинулась. Невозможная дорога для легковых автомобилей, вообще нельзя ездить.
Местные власти два года меняли асфальт за свой счет. На ремонт потратили кругленькую сумму. Но, новое покрытие продержалось всего пару месяцев.
Самат Абдирахиев - главный специалист отдела автомобильных дорог, строительства и ЖКХ акимата Есильского района СКО :
Был проведен ремонт в 2016 году на 122 млн. методом холодного ресайклирования протяженностью 4 км и в 2017 году протяженностью 5 км тоже самое, холодным ресайклированием, на сумму 172 млн. Сейчас как будто не было ремонта из-за этих большегрузных машин.
По действующим нормам, большегрузы должны перевозить не больше 20 тонн за рейс. Везут в два раза больше, говорят транспортные инспекторы. С начала года выявили больше 10 нарушений на миллион тенге. В Северо-Казахстанской области всего два передвижных поста транспортного контроля. Взвесить все машины не успевают физически. К тому же перевозчики идут на хитрости. Летом во время рейда полицейские обнаружили на трассе 14 бесхозных машин с явным перевесом. Участковые сторожили брошенный транспорт 4 суток, а после этого их обвинили чуть ли не в рейдерском захвате.
Владимир Громов - водитель:
Он не представился, причину не объяснил никакую. Нас задержали. Окружили, машин кругом понаставили милицейские с мигалками, и все, нас не выпускают... Да, мы ехали пустые, мы не загрузили. Они даже не спросили, груженные мы или пустые .
Водителей Камазов поддержали владельцы карьера. Глава компании «Казросресурс» Виктор Никулин говорит, что работают по закону и не нарушают прописанные нормы.
Виктор Никулин – руководитель ТОО «Казросресурс»:
Наши машины задерживают не знаю по какому принципу…Мы отгружаем как положено по всем нормам, которые существуют в республики Казахстан…Если будет перевес, нам придут штрафы с транспортной инспекции, поэтому мы стараемся не нарушать.
На этой неделе история повторилась. После задержания наемные водители бросили машины на обочине и скрылись в лесу. Забирать их владелец пока не намерен.
Александр Рукабер , индивидуальный предприниматель:
Наши машины не нарушали. Вас просто так остановили? Да. Вы будете забирать свои машины. Нет, они так и будут стоять.
Местные власти теперь намерены обязать перевозчиков отремонтировать разрушенную дорогу областного значения. Ходатайство уже отправили в областное управление транспорта. А инспекторы в свою очередь хотят призвать к ответственности и подрядчиков, на чьи объекты и доставляют стройматериалы.
Андрей Марков, заместитель руководителя инспекции транспортного контроля СКО:
При заключении договор с подрядчиками можно было предусматривать особые условия, которые бы не допускали проезд тяжеловесных самосвалов по автомобильным дорогам общего пользования, тех самосвалов, у которых весогабаритные параметры превышают допустимые, установленные в Республике Казахстан
Пока между чиновниками и предпринимателями идут разбирательства, жители близлежащих сел требуют закрыть карьер. Даже не из соображения сохранности дороги, а из-за экологии.
Наталья Белецкая, кандидат географических наук:
Граниты – это породы, которые содержат радиоактивные элементы. Они излучают при распаде элементов, выделяют радон. Радон – это тяжелый газ, который накапливается в подвалах помещений, особенно в сельских домах, потому что там не такие прочные фундаменты как в многоэтажках.
Есть ли на самом деле радиация на карьере станет известно совсем скоро. Мы направили запрос в национальный центр исследований, который и проводил здесь замеры. Ответ обещали предоставить на следующей неделе.