Кстати Франция одна из первых стран,
отправившая в Египет своих специалистов, которые окажут помощь в расследовании
крушения самолета авиакомпании «Когалымавиа» над Синаем. Как известно, в
страшной трагедии погибли 224 человека, 25 из которых – дети. Нынешняя
авиакатастрофа стала самой крупной в истории российской авиации. На сегодняшний
день выдвигаются самые различные версии крушения лайнера А321.
От технических
неполадок до взрыва на борту. Накануне президент России Владимир Путин
распорядился прекратить полеты в Египет и поручил вернуть на родину оставшихся
туристов. Авиасообщение будет закрыто до тех пор, пока не выяснят «истинную
причину» крушения пассажирского самолета, заявили в Кремле. На авиакатастрофу в
Египте оперативно отреагировали и
авиационные власти Казахстана, усилив безопасность полетов. На особый контроль
Комитет гражданской авиации берет подготовку экипажа, техобслуживание и ремонт
воздушных судов. Наш международный
обозреватель Анара Сюмбаева с последними
подробностями.
Море цветов и слез. 224 билета домой. На
самолет, который так и не долетел до пункта назначения. Самому маленькому пассажиру
не было и года. На этом фото, сделанном перед вылетом, 10-и месячная Дарина,
словно отгораживается руками от самолета. Роковой рейс с Шарм-Эль Шейха
оказался последним и для четырех уроженцев Казахстана. Это Оксана и Леонид
Харитоновы из Алматы, Елена Томина и бывший житель Восточного Казахстана -
Андрей Добрица.
Наталья
Короткова, одноклассница Андрея Добрицы:
Он всегда улыбался, смеялся, был похож
на какого-то итальянца.
Что же все-таки произошло на высоте 9500
метров в небе над Синаем? Вопрос, на который пока нет ответа.
Специалисты установили, что на 23 минуте
полета скорость начинает падать, а самолет резко набирает высоту. Затем
снижается на тысячу метров, потом снова вверх, и на отметке чуть больше десяти
тысяч снова проделывает этот маневр. Это продолжалось в течение 9 минут. Пока лайнер
окончательно не упал носом в землю. При этом командир так и не подал сигнала бедствия,
хотя это положено по инструкции.
Версии выдвигаются самые разные – от
технических неполадок до теракта. В пользу последнего говорят уже несколько
источников. Американское разведывательно-аналитическое агентство Stratfor
первым заявило о возможном взрыве на борту. Мол, взрывчатку мог пронести на
самолет кто-то из пассажиров-смертников или кто-нибудь из наземных служб. Позже
эту гипотезу подтвердили египетские судмедэксперты по характеру ран погибших и
телеканал France 2 по записям второго бортового самописца «A321». Затем данная версия появилась уже в целом ряде авторитетных
источников - Times, Telegraph, Белый дом и Британская разведка. Сразу после
версии о теракте, Лондон одним из первых отменил все рейсы в Шарм-эль Шейх. Незадолго да этого руководство «Когалымавиа»
заявляло, что никакие технические неполадки не смогли бы разрушить лайнер в
воздухе. Мол, для этого, нужна какая-то внешняя сила.
Александр
Смирнов, заместитель гендиректора авиакомпании «Когалымавиа» по летной работе:
Нет такого сочетания отказов систем,
которые могли бы привести к тому, чтобы самолет разрушился в воздухе. В воздухе
самолет разрушиться от каких-либо отказов не может. Единственной причиной
разрушения самолета в воздухе может быть определенное физическое и механическое
воздействие на самолет.
Версии о взрыве придерживаются и
казахстанские эксперты. В частности авиатор с более чем 50 летним стажем Шмидт
Сабиров, за плечами которого 18 тысяч часов в воздухе. Он считает, тот факт,
что пилоты не успели даже нажать кнопку SOS, говорит о многом.
Шмидт
Сабиров, почетный авиатор Казахстана:
В общем-то, по тем сведениям, которые на
сегодняшний день известны, я предполагаю лично, что было что-то очень
неожиданное… Это значит или разгерметизация, или действительно, как
предполагают некоторые эксперты, взрыв в воздухе.
Как бы то ни было, окончательный ответ
будет известен после итогов полного расследования. Пока же российская сторона
весьма осторожна в своих комментариях. Между тем, отечественные эксперты
предлагают закрыть воздушное пространство над «горячими точками».
Владимир
Куропатенко, председатель Ассоциации казахстанских авиаперевозчиков:
Надо запретить полеты там, где
происходят военные действия. Однозначно. И украинский случай надо было
запретить полеты. Нельзя летать там, где идет война. Я понимаю, тут люди
страдают, что не могут отдохнуть. Да пусть живы будут. Основная, живы.
В авиакомпании «Эйр Астана» команде
«Избранного» сообщили, что их маршруты не полегают над Синаем.
Ербол
Оспанов, старший вице-президент по правительственным и законодательным вопросам
АО «Эйр Астана»:
Над Синайским полуостровом мы не летаем.
В Египет, Каир у нас тоже рейсов нет, пока не предполагается. Безопасность
полетов – это первый приоритет. Тут никаких компромиссов, ничего не бывает.
Если даже это будет дороже.
Авиакатастрофа над синайским небом стала
крупнейшей в истории российской авиации, а новость ТОПовой во всех СМИ. Броские
заголовки и эксклюзивы. Одна только «Лента.ру» за двое суток опубликовала 68
новостей. Некоторые СМИ углубились в биографию руководства компании. Намекнули
даже на то, что «Когалымавиа до сих пор
находится под патронажем нынешнего мэра Москвы Сергея Собянина, которого
называют «тайным бенефициаром».
Это горит «Ту-154» компании
«Когалымавиа» в аэропорту Сургута. Как написали «Аргументы и факты», тогда
погибло три человека, около 40 получили травмы. Также в «послужном списке»
авиаперевозчика - две аварийные посадки. Интересно, что все это происходило при
директоре Сергее Мордвинцеве. Как пишет «Комсомольская правда», за его плечами
– три директорских кресла в авиакомпаниях, которые либо обанкротились, либо в
них происходили трагедии с человеческими жертвами. Как, например, это было с
компанией «Руслайн», чей самолет рухнул на землю в 600 метрах от
взлетно-посадочной полосы. Погибли 47 человек. Затем была компания «Кубань» и
печально известная «Когалымавиа». И вот буквально пару дней назад, Мордвинцев возглавил
аэропорт «Оренбург».
События в Египте заставили пересмотреть
авиационную безопасность и в Казахстане. В некоторых регионах страны спецучения
проходят с учетом авиакатастрофы над Синаем. Отреагировали и в комитете гражданской
авиации. Особое внимание – к видам техобслуживания и ремонту воздушных судов. К
слову, нынешний уровень безопасности полетов в ведомстве считают приемлемым. «Битых» самолетов у нас нет. Но как выяснилось, из более чем
800 воздушных судов, только 447 имеют сертификат летной годности.
Копбосын
Токпакбаев, руководитель правления летной эксплуатации КГА МИР РК:
Нами были сделаны выводы и даны
указания. Первое - это летному составу продублировать свои знания действий в
аварийной ситуации.
Мировая общественность ждет
окончательных выводов. Между тем, в самом Шарм-Эль-Шейхе многие россияне не
могут вылететь домой. Полеты бортов «Когалымавиа» официальная Москва пока
отменила.