Грузопоток прошедший через транспортные коридоры Казахстана в прошлом году
составил 18 миллионов тонн. Об этом сегодня в рамках своей панельной сессии на
Астанинском экономическорм форуме сообщил президент нацкомпании «Казахстан
Темир Жолы». А к 2020 году, по планам Аскара Мамина этот показатель увеличится
вдвое.
Транспортно-логистический потенциал Казахстана на передовой. К 2020 году
страна должна вдвое улучшить свои позиции в списке государств с наилучшим
логистическим климатом, а это значит войти в топ 40. Для этого, по подсчетам
руководства крупнейшего национального перевозчика «Казахстан Темир Жолы» нужно
инвестировать в инфраструктуру почти 32,5 миллиардов долларов США.
Аскар Мамин, президент АО «Қазақстан Темір Жолы»:
Общий объем инвестиций в инфраструктурные активы и компетенции составит
32,4 млрд долл. США и позволит достичь наши стратегические цели в увеличении
объема перевозок через страну и улучшить качество оказываемых логистических
услуг. Реализация всех этих проектов и инициатив обеспечит Казахстану и странам
Евразийского региона альтернативные маршруты и возможности для выхода на
мировые рынки.
Первые шаги для выхода казахстанской продукции на мировые рынки уже
сделаны. Так, например, в совместном казахстано-китайском порту Ляньюньган
объем грузопотока в этом году ожидается уже на уровне 250 тысяч ДФЭ. А в
прошлом году подписали договор с литовским портом Клайпеды, который подарит
Казахстану выход на Европу, а Европе окно в Азию.
Арвидас Вайткус, генеральный директор порта Клайпеда:
Если вы имеете в этой части мира Истгейт, мы имеем Вестгейт, и мы имеем
возможность в Клайпеде притягивать грузы со всего мира и особенно со стран
Скандинавии, Германии, Дании и других стран. Такой же логистический центр может
быть и в Хоргосе. И наша литовская компания будет инвестировать там и также
притягивать грузы со средней Азии, южной части Азии. Такое содействие по
железной дороге особенно привлекательно для грузов которые идут по жд, это
дорогие грузы и те грузы которые надо предоставить быстро, это за 10-15 дней.
Что касается автомобильных дорог, по которым, например, в прошлом году
транзитом было перевезено 1,5 миллиона тонн грузов, то Казахстан несколько лет
реализует уникальный проект «Западная Европа - Западный Китай», а инвесторы уже
предлагают вложения в альтернативные проекты. Примечательно, что новые
договоренности во многом стали возможны благодаря диалоговой площадке Астанинского
экономического форума.
Чау Хон Янг, директор по транспорту и коммуникации регионов Центральной и Западной
Азии АБР:
В рамках этого форума мы провели встречу с руководством министерства
инвестиций и развития по поводу новых вложений в дорогу, которая соединит
центральные регионы Казахстана с Каспием. Это инвестиции порядка 350 млн
долларов США.
Эти инициативы одни из немногих представленных сегодня Министерством по
инвестициям и развитию и национальным перевозчиком «Казахстан Темир Жолы». По
информации Аскара Мамина, например расширение порта Актау, окончание которого
запланировано на июль 2015 года и строительство паромного комплекса в порту
Курык в декабре следующего года позволят увеличить их пропускную способность до
25 миллионов тонн грузов.
Галия ИДОЯТОВА