$537.96 €630.27 ₽6.73
×

Казахстан и Афганистан: детали первого визита М. Ашрафа Гани

AstanaTV
22.11.2015г. в 20:30
Казахстан и Афганистан: детали первого визита М. Ашрафа Гани

На этой неделе мы решили немного отойти от стандартов Избранного. Нынешний выпуск будет посвящен двум главным темам недели, и, пожалуй, года. Терроризму и экономической ситуации в мире. Афганистан в поисках денег и оружия. Новый афганский лидер, избранный всего год назад, на неделе посетил Астану с первым официальным визитом. В деловом костюме и с должностью экс-министра финансов за плечами, Мохаммад Ашраф Гани обсуждал с казахстанским президентом достаточно обширный круг вопросов: от культурного взаимодействия, до помощи оружием. В повестке, конечно, был и финансовый вопрос. Безусловно, важный для Кабула. Существующий товарооборот между двумя странами достигает 400 миллионов долларов что, по словам Нурсултана Назарбаева – мало. А структурная таблица отечественного экспорта в нестабильный Афганистан разнообразием не отличается: пшеница, сахар, нефтепродукты. К этому списку, по итогам переговоров в Акорде, судя по всему, прибавится оружие. В виде помощи, как отметил президент нашей страны. Однако, за закрытыми дверями остались подробности: какое вооружение Астана предложит Кабулу и на каких условиях. Тем временем, Мохаммад Ашраф Гани уже успел договориться с Индией о поставках вертолетов, у России афганский лидер попросил артиллерию и стрелковое оружие. Правда, Москва пока на просьбу не ответила. А вот как  казахстанские эксперты прокомментировали «Избранному» договоренности Астаны и Кабула.

Жумабек Сарабеков, эксперт по внешней политике института мировой экономики и политики при фонде Первого Президента РК – Лидера Нации:

Насчет оружия ну опять таки пока неизвестно, но  мне кажется даже если будет предоставлена такая безвозмездная, т.е бесплатная помощь, то это будет касаться только части этих договоренностей . потому что конечно, дружба дружбой , но как бы.. За деньги? Мне кажется определённо за деньги. Потому что  у нас финансовые возможности тоже ограничены, особенно с учетом последних тенденций в мировой экономике. Ну оружие, не говорит о том, что Казахстан будет главным спонсором афганской армии. Но у нас нет как бы таких возможностей. Мы производим оружие, но не  в таких масштабах как Россия или США. Это объективно. Ну, здесь идет речь идет о 2-3% поставок вооружения в Афганистан. Но львиная доля нашей помощи будет выражаться  как раз таки в гуманитарном характере, т.е. будет иметь гуманитарный характер.

Еще одна интересная деталь Акординской встречи касается инвестиций, которых ждет Кабул. На совместном брифинге глав государств Нурсултан Назарбаев отметил что Афганистан, как и наша страна, обладает богатыми запасами ископаемых ресурсов. И в этой связи привлекательной выглядит геологоразведка. Астана даже может подсобить нужными специалистами.

Нурсултан Назарбаев, президент Республики Казахстан:

На сегодняшней встрече мы говорили о том, как будем продолжать работу. Геологоразведка в Афганистане, земельные богатства страны такие же, как и у Казахстана. У нас есть такие специалисты, об этом мы уже говорили.

Мохаммад Ашраф Гани, президент Афганистана:

Наши взаимоотношения в экономике, в региональном сотрудничестве, в двухсторонних взаимоотношениях будут развиваться в области транзита, бизнеса. И мы с нетерпением ожидаем инвестиций Казахстана в нашу экономику, а также других стран Центральной Азии.

Однако, что касается прихода инвесторов из нашей страны, как и любого другого государства, отечественные аналитики оптимизма не разделяют. Уж слишком напряженная политическая ситуация. Кстати, об этом свидетельствует пример китайских инвестиций в Афганистан, когда компании из Поднебесной вроде и тендер выиграли на разработку одного из крупнейших по запасам месторождений меди «Айнак», в 35-ти километрах от Кабула, но работы не начаты до сих пор. Потому что небезопасно.

Александр Князев, востоковед, политолог:

Другой проект, это строительство автодороги из Китая, по северу Афганистана в Иран, который также не может быть реализован потому что ключевые участки будущей трассы, они контролируются террористическими группировками и причем существует прямая хронологическая связь: как только подписывается межправительственные соглашения между Кабулом о строительстве, тут же более или менее стабильные регионы превращаются в районы боевых действий. + 06:19 тенденция нестабильности и повышения уровня боевых действий, она будет только усугубляться на мой взгляд, в ближайшее время. Это если иметь в виду ближнесрочную и среднесрочную перспективу. Но я пока не вижу оснований для оптимизма.

В пользу такой точки зрения говорит и то, что США фактически признали неизбежность эскалации военной угрозы со стороны боевиков «Талибан». Видимо, из этих соображений американский президент Барак Обама не так давно предложил все-таки оставить в Афганистане 5 с половиной тысяч солдат. Тревогу в этом плане разделяют и страны, входящие в ОДКБ. И для этого есть все причины: на неделе талибы отбили у правительственных войск уездный город Юмган, в провинции Бадахшан, что рядом с северной границей с Таджикистаном. А это уже прямая угроза региону Центральной Азии. Как в бестселлере Халеда Хоссейни «Бегущий за ветром». Воздушный змей в цветах афганского флага вроде расправился и набрал высоту, но до реальной победы пока далеко.

Кстати, на неделе команде Избранного удалось побывать в Вашингтоне и побеседовать с казахстанским послом в США. С Кайратом Умаровым мы записали обстоятельное интервью на разные темы, полную его версию мы покажем в следующих выпусках. Но сегодня хотелось бы обратить внимание на казахстанскую миротворческую миссию, которая сейчас проходит сертификацию в ООН, чтобы в последующем участвовать в реальных операциях. Мы спросили у Кайрата Умарова возможно ли что казахстанские миротворцы отправятся в Афганистан в рамках миссии?

Кайрат Умаров, чрезвычайный и полномочный посол РК в США:

Это сразу оговаривается, что мы об этом и говорили раньше, и говорим сейчас, что это исключено. У нас есть свой печальный опыт направления войск в Афганистан еще во времена Советского союза, поэтому это просто исключается. Когда мы говорим о миротворческих операциях ООН, они, вы знаете работают в различных странах.  Есть и острые точки, где ведутся и военные действия, есть страны, в которых миротворческие операции заключается в том, чтобы разделять стороны, чтобы не было никаких конфликтов. Мы исходим из понимания, что первые миссии должны быть в страны где наши солдаты, наши военные не будут подвергаться какой-либо опасности для их жизни, поэтому для того, чтобы нашему контингенту нормально войти в эту атмосферу, нам сначала нужно начинать с тех стран, где обстановка не является опасной.