К сожалению, тревожно сегодня даже в благополучной Европе. Теракты в Париже заставили мировых лидеров пересмотреть не только подход к борьбе с ДАИШ, но и миграционную составляющую. На неделе в Турции прошел саммит большой 20-ки и в свете последних событий экономическая тематика отошла на задворки. Топ-тема – угроза терроризма. Печальные события во Франции побудили мировых политиков повернуться друг к другу лицом. И здесь, конечно акцент на паре Обама – Путин. Таких фотографий президентов России и США в сети не было давно. Хочу отдельно остановиться на выступлении господина Путина. На G20 он приехал весьма подготовленным. И некоторым его коллегам, наверное, было неловко при демонстрации спутниковых снимков, на которых отчетливо видно, по какому маршруту нефть поставляется террористам. А неловко от того, что отдельные страны G20 поощряли эти самые нефтепоставки. Налицо двойные стандарты, о чем и сказал Владимир Путин. Наш международный обозреватель Анара Сюмбаева составила мировую карту угроз и реальных терактов последнего времени.
Очередной теракт в Мали стоил жизни 30 иностранцам. Среди них – двое россиян. Похоже, и в этот раз хотели нанести удар по Франции. Ведь бывшая колония пятой республики, Мали, два года назад чуть не стал страной с исламистским режимом, если бы не военное вмешательство Парижа.
Двумя днями ранее в Нигерии тоже прогремели взрывы, устроенные двумя смертницами. Одной из них было всего 11… Жертвами стали, по меньшей мере, 15 человек. На фоне парижских терактов этот акт как-то «не заметили». Может из-за того, что теракты в Африке стали явлением привычным. Запад не реагирует на то, что они регулярно происходят и в других государствах «черного континента» - Чад, ЦАР, Камерун. А вот теракты во Франции вызвали негодование всего международного сообщества. Совет безопасности ООН незамедлительно принял резолюцию по борьбе с терроризмом. Теракт и гибель 132 человек осудили все. Сам Париж сразу же активизировал авиаудары по ДАИШ. Эксперты в этой связи ставят под сомнение компетентность спецслужб.
Арат Нурманбетов, полковник в отставке КНБ РК:
Во-вторую очередь – упущение спецслужб, во-первых – упущение политических лидеров. Вместо того, чтобы сплотиться… между собой государства не могут разобраться. А когда не могут договориться, терроризм это проявление политических интересов. Кто-то использует в своих целях.
Этот маленький бельгийский пригород Моленбек теперь известен на весь мир. Именно здесь вырос Абдельхамид Абауд, тот самый террорист, по версии следствия, устроивший парижские теракты.
Значительная часть местного населения - выходцы из Ближнего Востока. Уровень безработицы высокий: постоянного источника дохода нет у каждого третьего жителя. При этом четверть всех бельгийских мечетей сосредоточена именно в Моленбеке. Сейчас уже установлено, что здесь жили террористы, нападавшие на солдат в Афганистане, и здесь же хранилось оружие, использовавшееся для атаки на редакцию Charlie Hebdo в январе 2015 года. Отсюда же родом исламист с блестящим образованием Салах Абдеслам, его брат Ибрагим и двоюродная сестра- смертница. Все они причастны к парижским терактам. Причем, по данным телеканала BFMTV, полиция Бельгии знала об экстремистских наклонностях Абдеслама. Также можно отметить, что наибольшее число рекрутов, ездивших в Сирию и Ирак воевать на стороне ДАИШ, «поставляет» именно Бельгия. Причин называют несколько. Это и сложная структура бельгийского правительства, из-за чего затруднен обмен информацией между полицией и спецслужбами. И раздробленность мусульманского сообщества. На этом фоне, теракты были, есть и будут происходить, считает полковник в отставке Арат Нурманбетов.
Арат Нурманбетов, полковник в отставке КНБ РК:
Да. Это будет, к сожалению это будет по- нарастающей идти. По ходу будет совершенствоваться. Сейчас во Франции увеличивают количество сотрудников. Но – бьем по вершкам - а корешки остаются и новая поросль террористов идет. Мы знаем, с каких стран идет эта волна террористов. С СА Катаром. А удар надо наносить по логову, где производят этих террористов. Иначе будет волнами идти и идти.
Политиков настораживает не только боевая готовность террористов, но и финансовое состояние их структуры. На саммите G20 президент России Владимир Путин без обиняков заявил, что средства ДАИШ получает от физических лиц. Даже из стран G20.
Владимир Путин, президент РФ:
Эта тема была одной из ключевых. Особенно после терактов в Париже. Конечно, мы все понимаем, о том, что надо пресекать пути финансировании террористов. Я говорил о финансировании физическими лицами. Финансирование, как мы установили, идет из 40 стран. Причем из некоторых стран двадцатки.
На неделе одна из стран «двадцатки» чуть не стала очередной жертвой теракта. Около стадиона, где должен был состояться матч Нидерланды- Германия и который должна была посетить канцлер страны Ангела Меркель, нашли начиненный взрывчаткой автомобиль. К чести спецслужб его заметили вовремя. Матч отменили менее чем за час до финального свистка.
Холгер Хильгенберг, пресс-секретарь полиции Ганновера:
Мы готовы к любому сценарию. Но мы по-прежнему не имеем понятия, куда ударят террористы. Но одно мы знаем точно, есть потенциальная угроза для Германии. Мы под прицелом у террористов.
некоторые эксперты при анализе последних событий отмечают, что собственно ДАИШ не является целью номер один. Скорее, разменной монетой между политическими тяжеловесами. В противном случае эту структуру уничтожили бы давно, - полагает Ерлан Карин.
Ерлан Карин, политолог:
ИГИЛ – Это просто фон. Про ИГИЛ все говорят, но ИГИЛ пока не является для всех главной целью. Если бы действительно всех беспокоила бы угроза от ИГИЛ, то можно было бы покончить с ней давным-давно. Вся проблема – ИГИЛ – она не является главной целью.
В зоне риска находится каждое государство. НО больше всего стоит беспокоиться тем государствам, что географически ближе к горячим точкам.
Ерлан Карин, политолог:
Мы находимся в опасной близости от главных очагов конфликта. Сирии, Ирака и Афганистана. Афганистан находится еще ближе. И по статистике 60% всех терактов совершаются в 4 странах. Это Пакистан, Сирия, Ирак, Афганистан. Поэтому эти угрозы для нас тоже представляют опасность.
Есть
и обратная сторона этой медали: усиление исламофобии. И здесь под подозрением
все мусульмане. Поскольку ДАИШ демонизировала ислам, как религию. А спецслужбам
предоставляется отличный шанс расправиться со всеми неугодными под тем
предлогом, что повышаются меры
безопасности. Стоит ли в таком случае рассчитывать на действительно реальные
совместные усилия стран в борьбе с этим злом? Здесь, конечно, многое будет
зависеть от истинных намерений политиков. Анар Сюмбаева, для программы
«Избранное за неделю».