Заложниками «валютного
шторма» стали и казахстанские автопроизводители. Им пришлось повысить цены на
машины, в том числе отечественной сборки, чтобы избежать массовых сокращений. Но
эксперты заговорили о другой проблеме. По их словам казахстанский автомобильный
рынок уже перегрет: количество транспорта стремительно растет. Приведу
статистику. К примеру, сегодня на 1000 казахстанцев приходится почти 235 авто,
тогда как в соседнем Узбекистане на столько же граждан – всего 67 машин. По
данному показателю Казахстан догнал Бразилию. Только с начала текущего года по
всей республике на учет поставили 274 тысячи авто. Лишь малая часть выпущена с конвейеров
отечественных заводов, остальные машины – привозные. Асан Калиахмет изучал тему.
Похоже, спрос на авто отечественной
сборки падает. По крайней мере, на это указывает статистика. Команде
«Избранного» в комитете административной полиции МВД сообщили, что за десять
месяцев доля казахстанских автомобилей в общем количестве зарегистрированных
единиц не превышает 4-х процентов.
Бауыржан Наханов, начальник отдела регистрационно-экзаменационной работы КАМ МВД РК:
За 10 месяцев у нас зарегистрировано порядка 24 тысяч транспортных средств казахстанских. Но по сравнению с аналогичным периодом прошлого года у нас тенденция идет к снижению порядка восьми процентов.
Специалисты полагают, что уровень падения мог быть еще больше, если бы в апреле не стартовала программа льготного кредитования. Ведь из той же России, по данным Бауыржана Наханова, ежемесячно завозится в среднем по десять тысяч машин. А казахстанские производители с начала года смогли продать не более 25-и тысяч автомобилей. И, конечно, надо учитывать так называемый валютный шторм. Без повышения цен в данном случае не обошлось. За счет этого отечественным заводам удалось избежать массовых увольнений.
Роза Байгазанова - директор департамента социальных коммуникаций группы компаний «Бипэк Авто - Азия Авто»:
Во-первых, авто не предмет первой необходимости - это долгосрочные инвестиции и особенно актуально сегодня когда не знаешь в чем хранить деньги. Во-вторых, мы все оказались заложниками валютного шторма и вынуждены изменять цены - это вследствие подорожания доллара.
Впрочем, в Казахстане, автомобиль уже давно не роскошь, а средство передвижения. И как предмет долгосрочных инвестиций казахстанцы его явно не рассматривают. Некоторые даже сетуют, что машин на дорогах страны стало уж слишком много. И жители крупных городов вынуждены проводить все больше времени в автомобильных пробках.
Салтанат Азирбек, официальный представитель ДВД г. Алматы:
По нашим подсчетам около миллиона автотранспорта ежедневно колесят по городу Алматы, что существенно осложняет дорожную обстановку.
В этой ситуации обсуждение ценового расклада отходит на второй план. Сейчас надо думать как разгружать дороги и куда девать старые авто?? Более того, некоторые эксперты указывают на то, что автомобильный рынок Казахстана перегрет. Спрос сокращается, а предложений, напротив, становится много.
За десять месяцев текущего года в Казахстане впервые на учет поставили 274 тысячи автомобилей. Из них - 24 тысячи собраны внутри страны, 250 тысяч импортированы. Причем этот показатель больше прошлогоднего на 90 процентов.
Жангельды Шымшыков, кандидат экономических наук:
Законы рынка такие - спрос рождает предложение. Объем спроса - объем предложения. Объем спроса у нас постепенно снижается. А объем предложения растет. Откуда? С России растет, таможенные барьеры сняты с Киргизией, растет. И кроме того в ВТО вы вошли иностранный автомпром опять же.
А спрос на авто в Казахстане действительно падает. По данным комитета административной полиции МВД, за последние три месяца регистрация транспортных средств снизилась на 10 процентов.
Бауыржан Наханов, начальник отдела регистрационно-экзаменационной работы КАМ МВД РК:
Ну вот мы провели анализ, посмотрели, после девальвации тенге, увеличения курса стоимости, да, у нас активность снизилась. То есть регистрировать транспортные средства стали меньше. Но мы не скажем что сильно максимально. В разных регионах различные цифры, но где-то порядка восьми процентов пошло снижение.
Между тем, перенасыщение авторынка, в основном подержанными авто, оказывает негативное влияние и на экологическую обстановку. Особенно проблема актуальна в Алматы, где городские власти долгие годы безуспешно пытаются бороться со смогом от выхлопных газов. А некоторые алматинцы вносят свой вклад в эту борьбу, все чаще отказываясь от автомобилей с традиционными двигателями в пользу электрокаров. В Казахстане уже более 30-ти таких машин. Только в Алматы их уже 23. В Шымкенте 2, в Астане 4 и в Караганде 1.
Бауыржан Баймуханов, президент Ассоциации возобновляемых источников энергии, первый владелец «Tesla»:
Вы знаете, у нас на сегодняшний уже есть целый клуб, мы прямо, называем его теславодов. На самом деле это уже новая ментальность. Потому что, особенно в Алматы, вы видите там сейчас основная проблема это выхлопные газы. Я считаю, что это уже осознанное желание у многих, чтобы сделать хоть что-то для города, для экологии и для страны.
В Астане проблем со смогом пока нет. А вот с парковочными местами дело обстоит куда хуже. Власти города обещают построить несколько крупных подземных и надземных паркингов в самых оживленных районах. Правда, не успевают за темпами роста количества машин в главном городе страны. Специалисты говорят, что если не взяться за эту проблему сегодня, то через несколько лет Астана будет напоминать южную столицу, где пробки, смог, и всё увеличивающийся поток машин.
Асан Калиахмет, Жанар Барлыбаева, Алмас
Жылубаев, Тимур Еркетаев
для программы «20:30 – Избранное за
неделю».