$498.55 €524.28 ₽4.75
×

Переселенцы из депрессивных сёл не могут обжиться в поселке Бурлин ЗКО

AstanaTV
22.04.2014г. в 20:30
1133
Переселенцы из депрессивных сёл не могут обжиться в поселке Бурлин ЗКО

Переселенцы из депрессивных сёл вот уже два года никак не могут обжиться на новом месте - в поселке Бурлин, что в Западном Казахстане. Люди сетуют на безработицу и дорогую арендную плату за жилье. Вместе с тем районные власти нам пояснили, что создали все условия. Выдавали и подъемные деньги, и переобучали. Вот только несмотря на это, период адаптации у переселенцев затянулся.

Два года назад в новый микрорайон Бурлинского района из 8 депрессивных сел переехали почти 300 человек. Тогда для переселенцев выгоднее было  построить 5-этажный дом в Аксае, сообщили в районном акимате. Но, учитывая сельскую ментальность, приняли решение выделить земельные участки и дома, буквально в 100 километрах от Уральска.

Власти обещали людям высокооплачиваемую работу и бесплатное жильё. Бурлинцы говорят, на деле всё вышло с точностью наоборот. Арендная плата дома площадью 70 квадратов почти 17 тысяч тенге в месяц. При этом многие переселенцы до сих пор без работы.

Мадина Кажкаирова, житель п. Бурлин:

Мы вынужденно подписали социальные контракты. Нам сказали, сами не подпишете - насильно вас выселим. Пускай теперь нас назад отвезут. Мы хоть сейчас готовы ехать.

Картину с трудоустройством не улучшит даже близость нефтегазового месторождения Карачаганак. Туда берут только профессионалов. Поэтому из 130 трудоспособных жителей работают только 90.

Асан Турегалиев, житель п. Бурлин:

Когда сюда приезжали, корову продали, машину продали. Ничего нет сейчас у меня. Дома даже нет. Некоторые уехали уже в Жангалинский район. 

В районной администрации с мнением переселенцев не согласны. Пояснили каждый пункт претензий. Так, на начальном этапе выделяли подъёмные в размере 7,5 млн тенге на 60 семей. Больше половины из них получали адресную помощь. 11 семей получают до сих пор.  20 семьям выделяют детские пособия. Что  касается зарплат, то у некоторых жителей нет даже среднего образования. Поэтому плата за труд соответственная.

Владимир Баштовенко, аким Бурлинского сельского округа ЗКО:

Лица на высокооплачиваемую работу требуют определённого уровня квалификации. Тем не менее, часть жителей микрорайона за 2 с половиной года прошли переподготовку, прошли переквалификацию и приобрели специальность. Они трудоустроены.

Практически все вакансии, которые предлагают переселенцам, находятся в Аксае. Но туда за зарплату в 40 тысяч тенге люди ехать не хотят.

Ольга Басимова, руководитель отдела занятости и социальных программ Бурлинского района ЗКО:

Но ведь большинство жителей Бурлинского района у нас так и живут. 50% Бурлинского сельского округа работают у нас в компаниях в Аксае, тратятся на проезд, имеют другие расходы. Просто  я говорю, психологическая адаптация тяжело шла у людей.

Арендная плата, как выяснилось, вообще зависит от правительственного решения и депутатского содействия. В Бурлине платят 17 тысяч ежемесячно, в других поселках - 4 тысячи. Оказывается, срок эксплуатации щитовых домов меньше, чем, выплатить не за 40 лет, а за 28. Стоимость щитового дома оценили в  40 тысяч долларов.

Владимир Баштовенко, аким Бурлинского сельского округа ЗКО:

Можно было бы или увеличить сроки погашения  арендой платы, или уменьшить арендную плату. Но это надо решать на уровне Правительства. Мы этот вопрос уже поднимали перед нашими депутатами от ЗКО Мажилиса и Сената.

3 семьи уехали обратно. Переселенцы считают себя заложниками обстоятельств и готовы отказаться от цивилизации, чтобы вернуться в свои прежние посёлки. Но там дома сохранились не у всех.

Татьяна РУДАМЕТОВА