Откровенный разговор депутатов и членов Правительства о наболевшем в
системе образования состоялся сегодня в стенах нижней палаты Парламента. Главу
ведомства Аслана Саринжипова в очередной раз упрекнули в высокой
коррумпированности отечественной системы обучения, неэффективности проведённых
реформ и низком уровне подготовки выпускников ВУЗов и колледжей.
Дарига Назарбаева, вице-спикер Мажилиса Парламента РК:
Надо признать, что системной проблемой на всех уровнях образования стала
коррупция. Отсюда низкая мотивация обучающихся, которые предпочитают заплатить
за курсовую, чем тратить время на ее написание. В колледжи и вузы часть
молодежи идет не за знаниями, а за дипломами. Массовая коммерциализация
образования привела к тому, что государственные и негосударственные учреждения
образования рассматривают образование как источник прибыли, не заботясь о
качестве обучения.
Что касается «некачественных» ВУЗов, их, по словам Аслана Саринжипова, на
сегодняшний день порядка 30. Список в ближайшее время будет опубликован Министерством образования и науки. Саринжипов пояснил, что его ведомство не
гарантирует абитуриентам, что эти ВУЗы не закроются до окончания их учебы. Также
до конца года планируют закончить работу над формированием базы востребованных
профессий, причем с указанием заработных плат.
Аслан Саринжипов, Министр образования и науки РК:
Создание такой базы поможет выпускникам 9 и 11 классов определиться в выборе
профессии. Для этого потребуется обновление форм госстатистики для предприятий,
в том числе малого и среднего бизнеса, и создание соответствующей
инфраструктуры. Недавно мы были в ВКО совместно с группой депутатов, и там
внедряется система прогнозирования спроса на кадры, профориентация молодежи, новая методика формирования госзаказа, повышения квалификации, подушевое
финансирование, рейтинговая оценка учебных заведений и база данных по
трудоустройству. Все эти наработки мы будем внедрять по всей республике.
В итоге сегодняшних парламентских слушаний мажилисмены разработали целый
ряд рекомендаций Министерству образования. Полный список будет сформирован в
течение 2 недель. Вот ключевые из них:
1.Пересмотреть систему оплаты труда преподавателей в ВУЗах и ТиПО.
2. Установить жесткий контроль за бюджетом ВУЗов. По мнению депутатов доходы в
первую очередь должны направляться на повышение квалификации сотрудников
учебных учреждений.
3. Разработать систему мониторинга и прогнозирования
потребности в трудовых ресурсах.
4. Совместно с НПП разработать единую методику
формирования профессиональных стандартов, ориентированную на нужды
работодателей.
5. Разработать систему стимулирования предприятий для развития
дуального образования.
6. Ужесточить требования к высшему образованию, в
частности, ввести требования о подтверждении диплома через 5 лет после работы по
специальности, особенно для получателей государственного гранта.
7. Стимулировать
абитуриентов получать техническое образование, к примеру, предоставлять выпускникам
ТиПО, отработавшим по специальности 5 лет преимущественное право на получение
государственного гранта на получение высшего образования.
Ботагоз САРКУЛОВА