Альтернативные пути доставки американской продукции в Казахстан могут отразиться на конечной цене для отечественного потребителя. Таким мнением с телеканалом «Астана» поделился первый секретарь и пресс-атташе посольства США Дэвид Гэмбл. При этом дипломат отметил, что «каких-либо искусственных изменений в цене на продукты США, продаваемые Казахстану, нет».
Дэвид Гэмбл, первый секретарь и пресс-атташе посольства США в РК:
Если Казахстан захочет взять американскую пищевую продукцию и потом продать, то у нас каких-либо ограничений по этому делу нет. Вопрос по пищевой продукции с Казахстаном остается делом бизнеса. Каким образом пищевые продукты доставляются в Казахстан - я так понимаю, что они перевозятся транзитом через Россию, и для них могут понадобиться альтернативные пути доставки, и это может иметь какое-то влияние на цену, за которую будут платить цену казахстанцы. Но Казахстан диверсифицирует свои торговые коридоры, так как он торгует со множеством партнеров и проводит мультивекторную политику в торговле, торгуя со всеми друзьями, так как является другом со всеми и никому не является врагом. Санкции затрагивают всех, включая нас, включая цены, за которые придется платить. Мы подумали, прежде чем принять данные санкции, потому что они увеличивают цены, маршруты, осложняют торговлю. Мы смогли увидеть последствия санкций на американские товары и европейские товары. Но каких-либо искусственных изменений в цене наших продуктов, продаваемых Казахстану нет. Мы продолжаем продавать по той же цене. Но если понадобятся большие объемы американских продуктов в случае, если они будут вывозиться из Казахстана жителями России, а Кремль разрешает приобретение для личного пользования, это может деформировать цены на продукты в приграничных к России регионах.
Дэвид Гэмбл также прокомментировал ситуацию вокруг американских санкций. Речь идет о запрете на поставку технологий и нефтегазового оборудования на российский рынок. На вопрос телеканала «Астана»: «Могут ли сервисные компании, такие как «Халлибертон», «Шлюмберже», продавать данные технологии через Казахстан?», представитель посольства США заявил, что «передача буровых технологий и других предметов не кажется реалистичной».
Дэвид Гэмбл, первый секретарь и пресс-атташе посольства США в РК:
Говоря о масштабах участия американских компаний в Казахстане, начиная с независимости, США инвестировали в нее более 30 миллиардов долларов, большей частью в высокотехнологичные области, такие как нефтегаз и разработка шельфа. Эти американские компании и их партнеры в Казахстане хорошо знают, как работать с режимами санкций, и российское правительство - это не первое правительство, которое оказалось под режимом санкций. Санкции применяются к Ирану и другим странам. И они знают законы и знают, как в таком случае работать. Поэтому мысль, что они могут выкинуть достигнутый прогресс для того, чтобы незаконно передать буровые технологии или другие предметы санкций, не кажется реалистичной. Это становится вопросом взаимного доверия для частных компаний, которое они развивали столько лет, встает вопрос об инвестированных 30 миллиардах. Если вы посмотрите на объем инвестиций, который один «Тенгизшевройл» осуществил в Казахстане, то в страну с его стороны было вложено 90 миллиардов долларов. Выкинуть такой объем труда для Казахстана из-за незаконной передачи технологий в Российскую федерацию кажется немыслимым.
Анар
СЮМБАЕВА