Для
некоторых казахстанских мальчишек и девчонок 1 сентября не просто день знаний.
Для детей инвалидов это время
преодоления болезни. Каждый урок - это укрепление веры в себя и собственные
возможности. Репортаж Марины Иневатовой.
Руслан
Джалаев спешит в любимую школу. Такие
визиты редкость, но всегда событие. Мальчик очень волнуется, ведь нужно
познакомиться с новыми программами и составить расписание занятий. 11-летний Руслан - инвалид с детства. Передвигается
только с помощью родителей. Но больших
высот в учебе достиг сам - он победитель многих олимпиад и конкурсов по
литературе, математике и информатике.
Руслан
Джалаев, ученик школы-интерната для
детей с нарушением опорно-двигательного аппарата:
Я
в основном работаю на компьютере, люблю интернет - там много друзей нахожу,
общаюсь. Интересно с учителями заниматься.
Занятия
по всем школьным дисциплинам Руслан получает дома. Учителя-предметники,
которые приходят на индивидуальные уроки, лишь координируют его работу и
объясняют новые темы. Всю программу
Руслан осваивает самостоятельно. И
подгонять не надо, говорят педагоги. Ведь есть стремление к мечте - стать
монтажером на телевидении.
В Карагандинской области около 4000 детей-инвалидов. И большая половина - школьного возраста. Для 7-летнего Кости,
страдающего аутизмом, удержать в руках
шариковую ручку - уже победа. Его упорство поражает педагогов.
Анна
Ким, мама Кости:
В
области мало школ таких, какая нам нужна. Мы надеемся, что здесь нам помогут.
В
центре инклюзивного образования, который создан на базе обычной карагандинской
школы №27, с такими детьми работают
специалисты: логопеды, психологи, дефектологи. Под их началом более 680
школьников. К каждому индивидуальный подход. Но педагоги считают, что дети добьются еще большего успеха при обучении
в обычных школах. Наравне со всеми. Главное - создать условия.
Клара
Даупбаева, директор сш № 27 г. Караганда:
Самая
главная проблема - это отсутствие условий. Нет пандусов, лифтов. Не могу
принять колясочников, так как нет для этого общих условий в школе.
Пока
же для инвалидов комфортное обучение только в специализированных заведениях. Где есть нужные тренажеры,
кабинеты лечебной физкультуры и развивающие комплексы. Таких учреждений - единицы. Основные школы до
сих пор не переоборудованы.
Наталья
Волкова, инструктор по лечебной физкультуре школы-интерната для детей с
нарушением опорно-двигательного аппарата:
Они
смотрят на других детей, и у них появляется стимул - так же играть в мяч и
бегать по улицам.
В
этом году 27-ая школа получила новые кабинеты развития, в интернате НОДА началось
строительство дополнительного корпуса. Но это - капля в море. Впереди большая
работа.
Марина
ИНЕВАТОВА