В
столичном музее современного искусства завершается выставка «Фарфор и другие
предметы художественных промыслов Китая», которую организовало Общественное
объединение «Коллекционеры Астаны». Свои работы представили художники и
дипломаты. Более двухсот экспонатов. Среди них фарфор и мелкая пластика,
перегородчатая эмаль и фермерская живопись.
Подойдя
к витринам, сложно от них отойти, можно бесконечно рассматривать совершенные формы
фарфора и замысловатый рисунок на вазах, изящество мелкой пластики и филигранно
выполненные пэй-чуй. Вот фарфор - самый совершенный вид керамики. Именно
китайская керамика имеет самую знаменитую родословную в мире. В отличие от
фарфора фермерская живопись вообще младенец. Ей от роду около 50 лет.
В
свободное от работы время фермеры рисовали небольшие картины. В восьмидесятые
самодеятельных художников было не более 500 человек. Сегодня - около двух
тысяч. И эти картинки, на которых изображен быт сельских жителей, уже
выставляются в галереях и музеях. Рокас Бернотас, дипломат из Литвы, за годы
работы в Китае собрал большую коллекцию мелкой пластики. В их числе скульптурки
цикад.
Рокас Бернотас, коллекционер:
Личинки
живут в земле, питаются корнями деревьев. Они живут в земле одни сорта 7 лет,
другие - 14. Понимаете. 14 лет под землей. Потом она вылезает и начинает кричать:
«Я жива». Она вот и есть такой символ восстания из мертвых и такой утверждающей
жизненной силы.
Коллекционер
из Астаны Виктор Семыкин собирает свою китайскую коллекцию более 20 лет. Чего в
ней только нет: скульптуры и посуда, рисунки и шкатулки. Вот это редкая
перегородчатая эмаль. Сегодня такой в Поднебесной почти не встретить.
Виктор
Семыкин, коллекционер:
Она
переродилась. То есть была классическая перегородчатая эмаль, по канонам 18-19
века сделана. Она упростилась, очень упростилась. По всей видимости, для
массовых выпусков. Она тоже многоцветная, тоже с эмалью, но гораздо более простая
и из менее ценных металлов.
В
последние годы не найти и резьбы по пробке, и практически исчезла мелкая
пластика из бронзы. Еще в 90-е годы можно было встретить китайцев в
традиционной одежде, которая предполагала использование подвесных брелоков. Вот
они знаменитые пэй-чуй или нэцке, как их часто называют. Они сделаны из дерева.
Тонкая работа, выразительные образы. В каждом экспонате - загадка, которую
непросто разгадать. И, похоже, посетителям этой выставки предстоит узнать
немало интересного.
Евгения
НИКОЛАЕВА