Для казахстанской же авиации новый 2016-й год начался с противостояния. Компания «Бек Эйр» против профильного Комитета. Яблока раздора - сертификат IOSA. Это - свидетельство о прохождении аудита безопасности международной ассоциации воздушного транспорта. По мнению КГА, с 1 января 16-го все компании, выполняющие рейсы на регулярной основе, должны соответствовать этому требованию. В числе тех, кого обязали, значатся «Бек Эйр», «Жезказган Эйр» и авиакомпания «Жетісу». Правда, позже выяснилось, что сертификат носит не обязательный характер, а рекомендальный.
Калтай Донсебаев, президент авиакомпании «Жетісу»:
IOSA - это общественная организация. Не во всех странах мира она применяется. Например, в Китае, те авиакомпании, которые выполняют международные рейсы, они проходят. Остальные, внутренние авиалинии, которые летают в Китае, они этот аудит не проходят. Прямо сказать, это одна из рекомендаций. Международный авиационный комитет ИКАО дает рекомендации. А у нас комитет гражданской авиации это воспринимает прямо, что надо делать.
На сегодняшний день в Казахстане сертификаты IOSA получили пока только две авиакомпании – «Эйр Астана» и «Скат». К слову, оба перевозчика выступили за введение обязательной сертификации. К ним присоединился и «Qazaq Air». При этом последнему проходить аудит IOSA пока не требуется. Потому что компания новая и имеет в запасе еще 2 года для прохождения данного аудита. Что касается «Бек Эйр», то в авиакомпании заявили о необходимости внедрения вышеуказанного сертификата в национальные правила, а так получается, что подход – избирательный.
Нурлан Жумасултанов, председатель совета директоров авиакомпании «Вek air»
Если он так нужен, если уж он действительно такой хороший, никто не говорит, что он плохой и так далее. Ребята, ну тогда давайте его легализуем, как положено. Внедрим в наши национальные правила и будет предъявлять. Но тогда будут проходить все, а не те, кто выполняет только регулярные рейсы.
По
словам Нурлана Жумасултанова, требования по безопасности полётов прописаны в
национальных правилах авиационных перевозок. И, в соответствии с ними, «Бек Эйр»
получила разрешение на полеты сроком до ноября 2017-го. При этом в
законодательстве страны «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан
и деятельности авиации» нет ни слова о сертификации IOSA. В «Бек Эйр» заявили, что намерены подчиняться только
требованиям национального законодательства. И проходить аудит, который стоит
денег, отказываются. Цена вопроса, то есть стоимости - 67 тысяч долларов. В
итоге, запрещать летать «Бек Эйру» пока не будут. Свою позицию Комитет
гражданской авиации обозначил в итоговом
пресс-релизе. В
сообщении указывается, что «...уполномоченным
органом в сфере гражданской авиации ведется работа по приведению
законодательства страны об использовании воздушного пространства и деятельности
авиации в соответствие с Законом «О разрешениях и уведомлениях» и
Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, в части закрепления
механизмов выдачи и отзыва разрешений, выдаваемых уполномоченным органом. Таким образом, в ближайшее
время, введение ограничений на полеты авиакомпаний, не имеющих сертификаты
аудита IOSA, не планируется...». Цитата
окончена. Т.е. получается, что запрет на полеты с первого января 2016-го противоречит
нормам вышеперечисленных законов. И еще одна деталь: похоже, в самом Комитете гражданской
авиации единой позиции по IOSA нет. Главный инспектор Управления летной эксплуатации Тоты Амирова,
например, сообщила одному их информационных агентств, что сертификация
ассоциации, подобной IOSA, в той
же международной организации гражданской авиации ИКАО носят исключительно
рекомендательный характер и прохождение аудита сугубо добровольное решение авиакомпаний. И, конечно, возникает вопрос – почему он стал обязательным для
казахстанских перевозчиков?