Министру
образования Аслану Саринжипову сегодня пришлось побывать в роли ученика.
Выступление чиновника в рамках правительственного часа больше походило на
оправдания школьника, который плохо выучил предмет. Больше всего главе Минобразования
пришлось выслушать за дефицит учебников. Оказывается,
в этом году сорваны поставки книг сразу
в пяти областях.
В
прежние времена мы стояли с вами в очередях за мылом, за спичками, туалетной
бумагой, за чем угодно, только не за учебниками. Вот теперь вот такие времена
наступили.
С такой реплики зампредседателя
Мажилиса Дариги Назарбаевой стартовал правительственный час. Формат, в котором
проходил правчас, обсуждением назвать сложно. Поскольку министру Саринжипову
указывали на проколы, а он старался дать хоть какое-то пояснение.
Кто
у нас самый смелый? Есть желающие? Или мне вызывать?
Самым смелым оказался глава Минобразования.
Аслан Саринжипов сообщил, что его ведомство выявило сбои на всех этапах цепочки
- от утверждения перечня книг до доставки в учебные заведения. Сегодня в этом процессе
участвуют МОН, издательства, местные исполнительные органы и поставщики.
Аслан
Саринжипов, Министр образования и науки РК:
Существующая
система дает сбой, и нужны некие изменения в эту систему поставки с тем, чтобы
обеспечить полностью учащихся учебниками. Одна из причин заключается в
несовершенной системе планирования, громоздкой процедуре заключения договоров
на закуп. То есть школа выбирает издательство, но не может самостоятельно
заказывать учебники. Управление образования собирает данные, и местные
исполнительные органы заключают договора.
Процесс также тормозят поздние сроки формирования заявок,
бюджета и проведения конкурсов. Депутаты
предложили сократить количество звеньев
этой сложной цепочки.
Гульнар
Иксанова, депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции «Нұр
Отан»:
Можно
было бы просчитать несколько моделей обеспечения учебниками. Один подход -
это централизованная закупка безальтернативных учебников. И УМК на
республиканском уровне. Одновременно с услугами по доставке до каждой школы.
Второй подход смешанный. Это централизованный заказ государством только
содержания учебника и макетирования. А вопросы тиражирования оставить у МИО,
вменив в обязанность издательств доставку тиражей до школы.
Нецелесообразным
считают депутаты выпуск альтернативных учебников. За
10 лет практики, по их словам, они только вносят путаницу не только в сам учебный процесс, но и в планирование
бюджета.
Дарига
Назарбаева, заместитель председателя Мажилиса Парламента РК:
Мы
не справляемся,
во-первых,
с логистикой. Хромает на две ноги качество этих учебников. Потому что
количество еще не означает качество. И учителя
порой теряются и не знают, по каким
учебникам сегодня лучше всего учить учеников. Значит опять надо вернуться к
нашей старой хорошо нам известной советской системе. Когда был по каждому
предмету один учебник и не надо никому голову морочить.
В
МОН предложили внедрить новый жесткий регламент по всем процедурам разработки,
производства и доставки книг и учебно-методических комплексов. И значительно
ускорить их сроки. Чтобы уже в мае учебники доставляли в школы. К
2015 году в ведомстве планируют полное обеспечение бесплатными учебниками за
счет государственных средств. Но, похоже тема школьной литературы, как вопрос
государственной важности, этим не исчерпана. Остаются
вопросы к содержательной части.
Дарига
Назарбаева, заместитель председателя Мажилиса Парламента
РК:
Мы
еще хотели вынести на следующее обсуждение, кто все-таки
должен разрабатывать учебник. Частные издательства, которые в частной среде или все-таки государство должно отвечать за мозги наших граждан.
Жанар БАРЛЫБАЕВА